УМРИТЕ, ТОПОЛЯ! КТО И ПОЧЕМУ СПИЛИЛ В ПЕТРОВСКОМ РАЙОНЕ 14 БОЛЬШИХ И ЖИВЫХ ДЕРЕВЬЕВ?
22 марта ученица районного детского экологического центра Аня Прохода прислала в редакцию статью о трёх тополях – братьях-великанах, растущих со стороны объездной дороги над хутором Солёное Озеро. Она назвала её тепло и по-детски наивно – «Живите, тополя!». Анечка, правда жизни такова, что зачастую куда более актуален другой заголовок.
Слава богу, те великаны живы. Беда в виде пилы коснулась не их, а их собратьев, некогда росших по другую сторону объездной. Четырнадцать высоких, стройных, вовсе не старых тополей были уничтожены неизвестными лицами на территории ООО «Агрофирма «Калаусская» и вывезены в неизвестном же направлении.
Зайчики, птички… Главное – деньги
В редакцию пришли супруги Задорожние. Принесли письмо, подписанное четырьмя жителями хутора Солёное Озеро. Вопрос – крик души: «Кто и зачем срубил 14 тополей-красавцев?»
- Они росли в стороне от виноградников – никак не мешали, - волнуясь, рассказывает Таисия Сергеевна. – Их тут специально сажали, чтобы остановить пески. Ну вы же в газете всё время пишете, что природу надо беречь. А у нас рядом заказник – такая красота! А потом этот пожар… Горело гектаров двадцать, в том числе фруктовый сад. Случайность? Мне 64 года, и я не помню, чтобы так горело хоть раз!
18 сентября Таисия Сергеевна и Василий Иванович увидели на территории ООО «Агрофирма «Калаусская» свежеспиленные деревья. На следующий день, взяв с собой жителя Солёного Озера, бывшего полицейского В. И. Коцарева, они вернулись к месту происшествия и стали свидетелями погрузки тополей.
– Спрашиваем у водителя и рабочего: «Зачем спилили?», они говорят: «Нам отдали такое распоряжение».
Таисия Сергеевна разводит руками:
– Кто отдал? Ладно бы сухие деревья…
Всё происходящее (включая краснодарский номер грузовика) она сняла на видеокамеру телефона. А 22 сентября опять снимала – уже последствия пожара:
- Он начался именно в этом месте, где спилили тополя, а потом ветром искры понесло дальше – загорелась огромная территория!
Полыхало всё, вплоть до лесополосы вдоль прямой дороги на Солёное Озеро. На тушение выехали несколько пожарных автомобилей. Теперь на пепелище под чёрными скелетами деревьев уже пробилась свежая травка.
- Но сколько тогда в огне погибло живности! – смотрит в глаза Таисия Сергеевна. – Зайчики, птички, всякие мелкие зверушки, но главное – фазаны. А ведь они занесены в Красную книгу.
Правда, смешно? «Зайчики, птички…» Какие зверушки, когда стоит, возможно, денежный вопрос? Говорят, тополя пустили под пилораму, и в перспективе они станут или бумагой, или банными аксессуарами – кадками и поддонами.
Слухи. Факты
От комментария газете агрофирма, которая могла пролить свет на это дело, к сожалению, отказалась. Однако, по слухам, её руководство не давало указания пилить живые деревья, а заключило договор с некоей краснодарской организацией, массово скупающей по району именно тополя, о спиле сухостоя. Те якобы распорядились по-своему. Правда, не совсем понятно, как получилось, что заезжие люди оказались с тополями с глазу на глаз, без всякого хозяйского присмотра. В любом случае земля у агрофирмы в аренде, а значит, претензии по причинению вольного или невольного ущерба ей могут предъявить собственники.
Как пояснил «ПВ» участковый лесничий И. Ю. Бронников, пострадавшие деревья находились не на землях лесфонда. Возможно, речь о фрагменте лесополосы (сейчас их, бесхозных, не отнесённых законом ни к кому, по стране немало – зарастают, вырубаются, поджигаются). Если же участок с тополями в числе земель, арендованных агрофирмой, то собственники – пайщики.
Проблема в другом: считает ли хоть кто-то случившееся чем-то действительно важным, стоящим внимания тех же правоохранительных органов. Ведь даже если хозяин – барин, кроме юридического аспекта (который, вероятно, в данном деле всё же есть), существует ещё аспект моральный. И не стал ли пожар, который так вовремя случился на четвёртый день после инцидента, продолжением истории? Как пояснили в отделе надзорной деятельности по Петровскому и Грачёвскому районам, расследование причин возгорания всё ещё продолжается.
После пожара в дело включился госинспектор минприроды края С. И. Мязин: он направил акты («Ведь деревья были не сухими, а живорастущими!») в райадминистрацию, ОВД, МЧС, Россельхознадзор. С тех пор уже дважды участковый выносил постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления и дважды прокуратура района возвращала полиции материалы для дополнительной проверки. Наверное, дело до сих пор не закрыто, в том числе и благодаря Таисии Сергеевне, ведь после первого отказа она не опустила руки, а направила в прокуратуру жалобу о несогласии с принятым решением. В ситуации нужно разобраться до конца.
Зачем?
«Кто такая Таисия Сергеевна?» - этот вопрос во время написания материала звучал от разных должностных лиц. Просто жительница Светлограда, которая родилась и выросла на Солёном. Теперь каждый день ездит туда на дачу. «Ну и что? Зачем ей это нужно? Чего добивается?» Таисия Сергеевна ответила сама. Во время нашей ноябрьской поездки на пепелище. Она признавалась в любви к своему хутору, своей малой и большой родине, своей Земле в каждом слове, взгляде, когда смотрела на оставшиеся от тополей пни и стоящие рядом обожжённые деревья.
Вместе с Василием Ивановичем на маленькой старой машинке они провезли журналиста по объездной дороге, показали трёх братьев-великанов, о которых рассказывала в «ПВ» Аня Прохода, овеянный старинной легендой о купце-ревнивце Кашпаров сад и плеяду высоких белолистов рядом с ним. (Может, их ждёт та же судьба?) Мы постояли на краю объездной над Солёным Озером, в том месте, которое облюбовали молодожёны. Природа сотворила неповторимую красоту: под перевёрнутым ковшом неба, словно в руке бога, лежит зеркальная гладь озера Лушниковского. Опускаем глаза под ноги: пластиковая посуда, бутылки, салфетки…
Таисия Сергеевна продолжает отвечать на вопрос, зачем ей это нужно, и всю обратную дорогу в редакцию: у них с мужем дома и на даче в общей сложности девять собак и четырнадцать кошек – все подобраны по обочинам дорог, вылечены, выхожены. Так зачем же ей это нужно? А может, важнее другой вопрос: «Почему это не нужно нам?»
Суховей наших душ
«Для моего родного Светлограда, раскинувшегося в безбрежной ставропольской степи, каждое выращенное здесь дерево имеет ценность. История появления необычных для степей пирамидальных тополей началась в 1826 году. Тогда осенью по Черкасскому тракту было высажено крестьянами 4800 тополевых черенков… Теперь эти деревья – живые свидетели того, как посадки или даже маленькие островки лесных насаждений могут преобразить сухую степь, защитить от палящего солнца, от пыльной «чёрной бури», от опустошающих суховеев».
Из работы Ани Проходы, «ПВ» от 22.03.2017 г.
- 0
- 0
- 2
- 0
- 0
Комментарии (0)