КОГДА В ПЕТРОВСКОМ РАЙОНЕ ПОСТРОЯТ КРЕМАТОРИЙ?
Пелагея Константиновна Рогачёва из Светлограда пришла в редакцию 30 октября – в аккурат накануне своего 79-го дня рождения. И сразу пригвоздила к месту вопросом: «Есть ли в городе крематорий? Он людям очень нужен!»
Зашла в кабинет, села. Серьёзная, аккуратная, хоть и живёт одна, – голова повязана платком, в руках палочка («Седалищный нерв замучил»). Говорит, нашла семерых единомышленников – тех, кто тоже хотел бы предать свои тела кремации:
- Двое мужиков, остальные бабы. Одна на ходулях, другая лежачая, третья ковыляет еле-еле… А что? – Пелагея Константиновна поправляет платок. – Лучше, что ли, чтоб потом бурьян на могиле рос? На Пасху придёшь, глянешь – одна могилка чистая, а рядом – заросла. Обидно за того человека. И меня это же ждёт…
Она говорит просто – без тени обиды, но и без тени сомнения. Детей нет: единственное дитя умерло, не дожив и до полутора месяцев («Муж бы пил меньше!»). Девять лет прожила в Калмыкии вместе с пьющим человеком, чудом сама избежала смерти: когда тот уже хватался за нож, прошмыгнула под столом («Хорошо, что я ростом мала»). Вернулась в родной город. Много лет работала на текстильно-галантерейной фабрике. Ветеран труда. Родственники? Да, есть племянники. Но их по всей стране разбросало.
- Домик наследуют, деньги потратят, а могилка моя зарастать будет. Сюда ж ездить не наездишься.
Пелагея Константиновна ёрзает на стуле («Седалищный…»), сетует, что затеялась менять газовый счётчик – и затянулось дело вот уже на два месяца. Документов нужно – пропасть! Денег тоже. А ходит с трудом – вынуждена такси вызывать.
- Ну так что ж, спросите про крематорий, что ли? Когда делать будут?
Застёгивает пуговку на плаще: собирается уходить. В дверях оборачивается:
- А память я о себе и так уже оставила: четыре деревца вырастила да соседям раздала. Пусть растут, живут после меня, людей радуют…
Пелагея Константиновна ушла, а мысли остались. Она так просто, без обиняков говорила о той, о ком не принято говорить прямо…
Звонить властям, спрашивать о крематории, пожалуй, не было смысла: их в России, по разным данным, всего-то от 22 до 26, и те, что есть, по большей части находятся в городах-миллионниках. Куда до них Светлограду… Ближайшие к нам в Краснодаре, Новороссийске и Ростове-на-Дону. У всех есть сайты, и, если верить размещённой там информации, сжигание, как и закапывание, услуга недешёвая. Причём для иногородних особенно. Тот же ростовский крематорий своих кремирует за семь с лишним тысяч, а тех, у кого местной прописки нет, уже за пятнадцать. Плюс доставка. Плюс гроб (кстати, в саване почему-то нельзя), прочие ритуальные принадлежности. Итого, если, к примеру, тело везут из Ставрополя, услуга обойдётся родственникам минимум в 35 тысяч рублей.
Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» (ст. 3) определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям, причём осуществляться оно может путём предания тела земле, огню и даже воде (в порядке, определённом нормативными правовыми актами РФ). А значит, закону кремация не противоречит и даже, как погребение в землю, гарантирует выплату социального пособия. С 1 февраля этого года для пенсионера, к примеру, оно составляет 5562 руб. 25 коп. Остальные затраты – из своего кармана. Вот и считайте.
Но дело ведь не только в финансовой стороне вопроса. И даже в случае с Пелагеей Константиновной – вовсе не в ней. Дело в памяти («Не хочу, чтоб на моей могилке бурьян рос»). Прах, развеянный по ветру, не требует ухода. Никто не знает, помню ли я о своём родственнике, никому в глаза не бросится его заброшенная могила. Меньше станет людского осуждения. Может, так и лучше?..
Лучше соблюдать традиции
Благочинный православных церквей Светлоградского округа митрофорный протоиерей Иоанн ЛЕЩИНА:
- Предание тела огню – языческий обычай. Христианские же традиции погребения связаны с верой в телесное воскресение умершего и отношением к телу как к храму Божию. Я понимаю, что в крупных городах на кремацию зачастую толкает нехватка земли, но ведь у нас пока такой проблемы нет.
Цифры
Лидером по количеству крематориев в России является, конечно, Москва: здесь их четыре. Однако в том же Нью-Йорке крематориев 48. Всего в США их 1783 (в России немногим более двадцати). В последнее время доля кремации во многих странах растёт (Россия не исключение). Здесь она составляет 10% (29% в Москве), для сравнения в США – 42% (40% в Нью-Йорке).
ritual.ru
Стань цветком
Буквально в этом году к нам из Швеции приехала новая технология погребения – промессия. Тело охлаждается до -18 °C в течение нескольких дней, потом погружается в жидкий азот. Здесь оно становится хрупким и поэтому, подвергаясь вибрации, рассыпается в порошок. Далее из праха удаляют воду, металл и загрязняющие элементы, а получившиеся экологически чистые останки помещают в ящик из кукурузного крахмала и закапывают в землю. Над захоронением сажают дерево или цветы.
- 3
- 0
- 0
- 0
- 1
Комментарии (0)