О ЧЁМ НА СЕЛЕ ШЕЛЕСТЯТ ТОПОЛЯ

9 ноября 2017 года, 8:21 |
Фото С. Злобиной

Что мы можем рассказать о своей малой родине? Часто – совсем немногое. И лишь единицы знают её так, как знают лицо близкого человека – до каждой самой маленькой морщинки и родинки. Ведь дороже родины нет ничего во всём белом свете, пусть даже где-то есть места краше и привлекательнее.

Предлагаем вам, дорогие читатели, отправиться по неизвестным тропкам земли петровской в сопровождении гидов – людей, влюблённых в историю нашего района. Начнём наше путешествие с Николиной Балки.

Неродное, но любимое

Заведующая сельской библиотекой Т. М. Величко – отнюдь не коренная жительница Николиной Балки, но любит село как родное. За более чем двадцать лет работы от старожилов узнала много интересного. Начала с названий улиц. Буквально по крупинкам собирала информацию. Теперь в сельской библиотеке целый архив фотокарточек и документов – дореволюционных, времён Великой Отечественной и более поздних. Сколько лиц, имён, фамилий... Клад для любого историка или просто неравнодушного человека.

Частые гости библиотеки – школьники и учителя. И в их распоряжении всё, что сумела найти Татьяна Михайловна благодаря селянам. А в нашем распоряжении оказались рассказанные ею легенды.

Три тополя

Вместе с Татьяной Михайловной едем в Вершину (так селяне до сих пор называют эту часть Николиной Балки). Сначала – по улице Красной, мимо церкви, на месте которой раньше стояла старая школа (её называли «красной», потому что была из красного кирпича). Потом – по улице Алексеенко, мимо дома, в котором жил полный кавалер ордена Славы Г. Ф. Алексеенко, и выше. Там уже и дома старше, и улочки теснее, и деревья раскидистее.

- Видите, вон там, слева, позади огородов, три тополя рядышком растут? – спрашивает Татьяна Михайловна.

Киваю, а она продолжает:

- Растут они в огороде семьи Баско. Сколько им лет, точно никто не знает, но можно с уверенностью сказать, что больше ста. Вероятно, ещё в конце XIX века посадил те тополя Евсей Баско в честь трёх своих сыновей – Никифора, Алима и Терентия. Два дерева росли крепкими и сильными, и только одно – Алимово – было хилое. Удивительно, но и сам мальчишка много болел. Может быть, поэтому его тополь оказался самым слабеньким?..

Сегодня Евсеевых сыновей, конечно, уже нет в живых, но легенда живёт. Кстати, потомки дали тополям имена правнуков Евсея – Анатолия, Николая и Галины.

Красивая история. Возможно, со временем и обросла она неточностями и художественным вымыслом, но зато до сих пор связывает, будто корнями тополей, поколения.

Скелет… в колодце

Деревья-старожилы остаются позади. Ещё немного – и мы с моим гидом оказываемся у Никольских колодцев. На первый взгляд, место это ничем особым не примечательно: старые, каких много по всей России, колодцы под кронами огромных раскидистых тополей. Однако…

- В вершинной части села когда-то было много родников, - рассказывает Татьяна Михайловна. - Когда первым поселенцам стало не хватать воды, они вырыли здесь три колодца, которые сегодня уже не действуют: самый старый обвалился, второй пересох, а в третьем воды совсем мало. Так вот, примерно в середине 20-х годов мужики решили рыть новый колодец, только несколькими метрами выше. Когда докопали до середины, наткнулись на человеческие кости. Оказывается, давным-давно на самой горе жили кочевники-татары. Место их стоянки было обнесено земляным валом, а за ним, внизу, хоронили умерших.

В общем, тот колодец засыпали землёй, а новый выкопали рядом со старыми. Хоть и неглубоким он оказался, зато вода очень вкусная и всегда, даже в самый зной, такая холодная, что зубы ломит. В 1954-м приладили люди сверху железную крышку, которая и по сей день цела.

То, что вода в колодце по-прежнему вкусная и ледяная, проверено. Правда, не так уже часто приезжают сюда селяне: у каждого во дворе своя вода. Однако вокруг чисто: явно кто-то заботится о Никольских колодцах. Кто? Оказывается, школьники. Они регулярно приходят сюда на субботники, чтобы и дальше жил колодец, которому без малого сто лет.

Любимое дерево беглого холопа

-Татьяна Михайловна, говорят, раньше на горе рос огромный тополь, который был виден издалека. Расскажете?

- Да, действительно, рос. На хуторе Шумайка. Кстати, название хутора связано с именем одного из татарских ханов – Шумана, который то и дело совершал набеги на село. Так вот, с этим тополем тоже связана красивая легенда.

Направляемся к памятному месту. Дорога тянется вдоль полей с одной стороны и по-над селом с другой. Отсюда Николина Балка как на ладони. В окружении зелёных холмов, перерезанная ровными линиями улиц и дорог, с размеренным ходом жизни… Только в таких местах и рождаться легендам!

Татьяна Михайловна продолжает знакомить меня с местным фольклором:

- На Шумайку ещё до отмены крепостного права явился с Украины вместе с матерью и сестрой беглый молодой холоп Павел Добренко. Говорят, была у него на родине невеста Ивга. Думал он с ней за Дон от крепостного права бежать. Предупредил любимую, чтобы никому, даже матери, ни словом о планах не обмолвилась. Да разве ж удержит девушка в тайне такое? Похвалилась Ивга лучшей подруге, а та дальше весть понесла. Так и пан о планах молодых узнал. Приказал заковать Павла в кандалы и запереть в сарай – ждать расправы. Приставил двух стражников, чтоб бунтарь не сбежал. Но не предусмотрел пан, что дядьки у Павла были кузнецами: они сделали ключи от кандалов и правдами и неправдами передали их племяннику.

Когда стемнело, постучал Павел стражникам – якобы в туалет. Повели его в лесок. Раз окликнули – он отозвался, второй раз – тоже, а на третий – тишина. Кинулись искать, да только кандалы и нашли.

А Павел в это время прибежал за вещами к матери и наказал ей несколько дней оставаться дома, пока стражники не снимут слежку. Сам же в лесу спрятался.

Однажды вечером засобирались бабы в лес по грибы и мать позвали. Она идёт, а дочке приказывает: «Ты будь дома! Вдруг Павел придёт». А дочка – в слёзы: «И я хочу с вами!» Раз так, побросали продуктов в корзины, тряпками прикрыли и с бабами в лес. Пока грибы собирали, потихоньку отстали от группы, Павла нашли и отправились за Дон. Так и дотопали до Николиной.

Ивга, не сохранившая тайны, осталась на Украине, а Павел построил на хуторе хатку и в тот же год женился на вдове. Один за другим родились у них пятеро сыновей. Павлу выделили пай наверху, рядом с татарским кладбищем. Чтобы его не трогать, парень под виноградники выкорчевал небольшой молодой лесок. Кустарник и мелкие деревца убрал, а тополь, уже тогда немаленький, оставил….

Шли годы. Семья росла. Аж восемнадцать детей родили Павел с женой. Жили хорошо. Парень в своё время у своих дядек научился кузнечному ремеслу и стал в Николиной незаменимым человеком. Ему даже бумаги на фамилию Коваленко справили. Это и спасло, когда пан всё же разыскал его. Хотел забрать обратно на Украину, да не тут-то было: по документам-то Павел уже не Добренко, а Коваленко!..

В Николиной до сих пор живут его потомки. Среди них – его правнучка Наталья Кузьминична Писаренко. Все эти годы рос и тополь. От корня шёл один ствол, а выше раздваивался - будто руки переплетались и обнимали друг друга. Издалека, с трассы Светлоград – Николина Балка, его видно было, как маяк. Толщина - вшестером его обхватить можно было, а высота… Никто не измерял. Говорят, раньше это было излюбленное место молодёжи для свиданий…

Мы наконец прибыли в место назначения. Дерева не видно.

- Несколько лет назад в тополь ударила молния… Вон он, в овражке лежит.

Исполин, расколотый пополам и поверженный, теперь выглядит жалко. Выжженное нутро, изломанные ветви, трухлявая кора… Вокруг же, как и сотни лет назад, шелестят молодые деревца. Возможно, его дети. Как знать, может быть, когда-нибудь и одно из них тоже попадёт в историю, которая станет передаваться из поколения в поколение.

Родина писателя

Как оказалось, Николина Балка – родина ещё и довольно известного в своё время писателя Михаила Васильевича Жижки. О нём нам рассказал тренер по тяжёлой атлетике и в прошлом житель Николиной Балки В. Я. Россолов. И не просто рассказал, но даже привёз на сельское кладбище и показал памятник, который много лет назад установила сестра писателя.

- Я помню Михаила Васильевича, его отец и мой дед дружили. Но о том, что он написал несколько книг, в нашем селе мало кто знает. В местной библиотеке его произведений нет, а вот в краевой есть. Думаю, нынешним школьникам не помешало бы их почитать. Тем более что сейчас много говорят о патриотическом воспитании…

P. S. Дорогие читатели! Каждый населённый пункт уникален. Если вы готовы рассказать о своём, звоните в редакцию. Мы с удовольствием приедем. До встречи!

Факты

Многие сёла Ставропольского края возникли в степи после строительства Азово-Моздокской линии. В них поселились казаки, жители Малороссии и центральных губерний России.

Село Николино-Балковское образовалось в 1840 году из нескольких разрозненных хуторов, где жили переселенцы с Украины, и название своё получило от имени разбойника Николы, который обитал со своей шайкой неподалёку. Селение протянулось с востока на запад в небольшой ложбине, которая защищала селян от горячих восточных ветров. Первые постройки появились там, где была вода – в вершинной части села и на Шумайке.

***

Первыми переселенцами были Шульженки (или Фоменки, как их называют по-местному). Они поселились у копани (неглубокой ямы) с двумя тополями и основали хутор Фоменко. Первый дом, построенный в селе переселенцем с Украины, сохранился до сих пор...

***

С момента основания и почти до конца 20-х годов ХХ века крестьяне жили тяжело. Помещики и кулаки мелкими участками сдавали свою землю в аренду безземельным и малоземельным крестьянам. Те обрабатывали её… деревянной сохой. Сеяли - вручную, молотили - цепями и каменными катками. В селе была только одна молотилка, которая принадлежала кулаку Василию Жижко.

Арендная плата за пользование землёй достигала 35-40% всего урожая. Почти сто лет в селе хозяйничала страшная бедность, не было прироста населения: болезни и голод выкашивали людей.

Вши были привычными «сожителями» людей. Бань тогда почти ни у кого во дворах не строилось. Нищие крестьяне купались в основном летом в заводях Калауса, а зимой по большим праздникам – в корыте. Доходило до того, что в гостях за разговором ловили друг на дружке паразитов…

Единственным местом «развлечений» в селе был кабак. Ни больниц, ни фельдшера, ни родильного дома не имелось. Если кто заболевал, на помощь звали лишь знахаря, так как не каждый имел возможность поехать к врачу за 18 километров в село Петровское и заплатить ему за труды. Не было в селе и почтово-телеграфной конторы…

***

В Николиной Балке имелись две школы – церковно-приходская и министерская, причём обе двухклассные. В них работали всего два учителя. Кроме этих, была ещё частная школа Якова Марченко. Семилетняя открылась только в 1934-м.

В 1929 году началась сплошная коллективизация. Появился колхоз «Красный боец». На поля пришли первые тракторы из Петровской МТС. В колхоз пошёл и середняк, хозяйство быстро росло. В 1930 году за Калаусом был создан ещё один колхоз – «Красный Калаус», который вскоре стал одним из передовых в Петровском районе.

На фронтах Великой Отечественной войны около 180 николян пали смертью храбрых, более 700 человек было ранено и контужено.

***

Советский литератор, историк, автор книг об известных личностях России XVIII века М. В. Жижка родился в 1903 г. в селе Николина Балка. Первым его значительным успехом стала книга «Радищев», вышедшая в 1934 г. в знаменитой серии «Жизнь замечательных людей». Потом писатель продолжил разработку исторической тематики, много работал в архивах. Однако он не избежал репрессий. 27 августа 1938 г. он был арестован органами НКВД. Восемь месяцев находился под следствием. В итоге 2 апреля 1939 г. был оправдан и освобождён за отсутствием состава преступления. В 1943-м пропал без вести на фронтах Великой Отечественной.

В 1941 г. Государственное учебно-педагогическое издательство (Учпедгиз) в серии «Школьная историческая библиотечка» выпустило другую книгу писателя – «Емельян Пугачёв». Она о крестьянской войне 1773-1775 гг. и её предводителе. За основу были взяты архивные материалы.

В 1950 г. книга «Емельян Пугачёв» была повторно переиздана Учпедгизом под редакцией историка и археографа профессора В. И. Лебедева (1894-1966) и снабжена примечаниями и картой.

Светлана ЗЛОБИНА
Рубрика: ПРОЕКТЫ
  • 1
  • 1
  • 0
  • 1
  • 2

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 #  #  #  #  #  #  #  #
Авторизация через социальные сети для комментирования:

Комментарии (0)

Система Orphus
8 (86547) 4-07-44