ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ: "ПОМНЮ, КАК В НИКОЛИНУ БАЛКУ ВХОДИЛИ НЕМЦЫ..."
Письмо, которое вы прочтёте ниже, несколько лет хранилось в библиотеке Николиной Балки. Оно встретилось мне в книге об истории села. Его написала Александра Ивановна Траневская школьникам, которые собирали информацию о тружениках тыла и «детях войны». И хоть в письме сведений немного, они важны. Важны для тех, кто не успел расспросить своих родителей о том, что было в далёком 1942-м, и для тех, кто только будет познавать на уроках, что такое Великая Отечественная война.
Сама Александра Ивановна родилась в Николиной Балке в 1928 году и прожила там до 2010-го. Работала учителем начальных классов и, по воспоминаниям её учеников, была человеком ласковым, спокойным, душевным. Несколько лет назад она уехала к сыну в Ставрополь. В следующем году отметит своё 90-летие.
Помню, как немцы входили в село…
Я хочу рассказать о тяжёлом для Николиной Балки времени – времени Великой Отечественной войны.
Как сейчас помню день вступления немцев в наше село. Был август. С запада надвигались чёрные грозовые тучи. Вдруг тяжёлую, знойную тишину нарушили гул, рёв и грохот немецких машин.
Фашисты ворвались в Николину Балку. Забегали по дворам в поисках квартир для солдат. Пришли и в наш дом. Моя старшая сестра Даша быстро сообразила, что нужно делать, чтобы захватчики не обосновались в нашей хате: она легла в постель, а мы укрыли её старой одеждой. Лежит сестрёнка, вся дрожит. Немцы глядят на неё, головой указывают – мол, что с ней? А мы им: «Тиф! Тиф!» Те бегом со двора и на воротах мелом знак какой-то нарисовали…
Не пришлось нам в сентябре 1942-го начинать новый учебный год: наши классы фашисты приспособили под конюшню (сейчас на том месте стоит храм). Немецкий штаб находился в здании так называемой министерской школы.
При отступлении в январе 1943-го вражеские солдаты сожгли правление колхоза «Красный боец», взорвали ветряную мельницу и мост через Калаус. Знаю, что у старосты села потом нашли списки семей комсомольцев, коммунистов, красных партизан. Мой папа был в числе последних. К счастью, немцы не успели их расстрелять…
В феврале, сразу после освобождения района от захватчиков, возобновились занятия в школе. В пятый класс пошли семь человек, в шестой – ни одного, в седьмой – двенадцать. Учебный год закончили за четыре месяца.
Какие замечательные были у нас учителя! Тогда в начальной школе, помню, работали Елена Васильевна Шевела, Анна Григорьевна Кузьмина, Антонина Ивановна Тимошенко и её муж Николай Гаврилович (он был директором, потом ушёл на фронт). В 1943-м, когда я была в седьмом классе, русский язык вела Мария Захаровна Матвиенко, химию и географию – Мария Ивановна Клочкова из Светлограда, биологию – Зинаида Ефимовна Кононенко, историю – Ольга Осадчая (к сожалению, не помню её отчества). Спасибо им за всё!
Знаете, в те времена тяжело было и взрослым, и нам, детям. После уроков мы работали с мамами в поле, вязали носки, варежки, сушили сухари и высылали посылки на фронт. Сейчас не верится, но это они, наши мамы, бабушки, старшие сёстры, растили хлеб, воспитывали детишек без отцов (в каждой хате было до шести человек), кормили бойцов, помогали бить врага… Словом, приближали Победу.
9 мая 1945 года. Стоял тёплый солнечный день, цвела сирень. Я шла на работу. Вдруг из проулка выскочил мотоцикл. За рулём сидел участковый инспектор Иван Федулович Морозов, сзади – председатель сельсовета Константин Николаевич Пилюгин. Он держал флаг и кричал: «Победа! Война закончилась!» Я побежала на свою улицу. Стучала в каждый двор и говорила, что закончилась война. Сколько же было радости и причитаний! Ведь почти в каждый дом пришла не одна похоронка…
Совсем скоро николяне с цветами и гармошками собрались на митинг у здания сельсовета. Люди праздновали Победу. Село ликовало!
Хочу закончить своё письмо строками из стихотворения А. Твардовского:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
- 0
- 1
- 0
- 0
- 0
Комментарии (0)