БЛОКАДНИЦА ЛЮДМИЛА МАСТЕРКОВА ИЗ ОРЕХОВКИ: "МИРНОЕ НЕБО... РАЗВЕ МАЛО ДЛЯ СЧАСТЬЯ?"
- Знаете, сегодняшней молодёжи не с чем сравнивать свою жизнь, поэтому она и жалуется на неё частенько. Хочу, чтобы нынешнее поколение никогда не увидело того, что довелось увидеть и пережить нам…
Людмиле Фёдоровне Мастерковой из Ореховки есть с чем сравнивать. Её детство прошло в блокадном Ленинграде. Там она родилась в 1933 году в обычной рабочей семье, а через 8 лет к ним в дом постучалась война.
- Отец моряком был. Он сразу на фронт ушёл, да так и не вернулся, - рассказывает Людмила Фёдоровна. - Мама умерла от голода вскоре после начала блокады…
Глаза пожилой женщины наполняются слезами: потревоженные воспоминания, словно ил, снова поднялись со дна памяти и принялись колоть сердце. Но она продолжает:
- Знаете, мы хоть и совсем детьми были, но понимали, как страшна война. Первое время от бомбёжек и обстрелов жутко было, но постепенно привыкли. Просто старались выжить, и всё.
Как только не стало мамы, Люда с младшим братом Витей попали в детские дома. До сих пор не забыты большое здание казённого учреждения, разрушенный снарядом угол, ласковые руки воспитателей, эвакуация в 1942-м в город Данилов Ярославской области.
- Чем нас тогда кормили – не помню, но по тем временам мы питались совсем неплохо.
После войны Людмила поступила в ремесленное училище Рыбинска Ярославской области, где и выучилась на токаря. Много лет в этом же городе отработала на заводе. В Ореховку Людмила Фёдоровна приехала вместе с мужем в 1981 году. Здесь и разыскал её брат. Как она была рада! Душа её успокоилась. Жизнь текла мирно. Она трудилась на пищекомбинате, была токарем в калаусском отделении «Сельхозтехники» (ОАО «Светлоградагромаш») и ССМУ «Сельхозводстрой» (ПМК-30).
- Мама же, пока на пенсию не вышла, нам детали на мотоцикл вытачивала, - делится воспоминаниями сын Виктор. А его жена Наталья добавляет: - Она ведь ещё и шила замечательно – платья, пальто, брюки… Хоть и самоучка в этом деле…
Многое повидала в своей жизни Людмила Фёдоровна. Много раз сердце блокадницы от горя сжималось. Больно было, когда в 2000-м погиб в Аргунском ущелье её внук, когда умерла дочь. Сегодня она рада тому, что родные рядом, живы и здоровы, на столе есть еда, за окном – мирное небо. Разве этого мало для счастья?
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
Комментарии (0)