КИНГ МТОТО, ВСПЛЕСК, НЕАПОЛЬ... НЕПОВТОРИМЫЕ КОНИ-ПТИЦЫ СХП "ЗАРЯ"

30 ноября 2016 года, 16:19 |
Фото Е. Арцимович

В чём секрет их красоты? Как сумела природа соединить атлетическое сложение с изяществом походки, полётом прыжка, стремительной грацией бега? Как уживаются гордый нрав с нежностью глаз? Томный поворот головы, чуткие ушки, умный, пытливый взгляд… И невозможно на «ты». Кинг Мтото, Вы неповторимы!

Слова рождаются сами и звучат в ушах музыкой. Я уезжаю с конефермы ЗАО «СХП «Заря» с улыбкой, которая не покидает до вечера. Только выдаётся свободная минутка – и вновь вспоминаю. Хочется петь. Хочется защитить то, что увидела, от всех бытовых передряг, закрыть от них спиной тот светлый образ, который живёт теперь в моей душе. Словно воду в сомкнутых ладонях, несу ощущение от прикосновения к шелковистой шёрстке, от бархатных глаз лошадей. И только одна мысль: «Уберечь. Не расплескать. Сохранить в сердце этот островок любви и красоты».

Любовь

Пожалуй, это любовь. Ну надо же. Как неожиданно она настигла. Подсознательно знала, что кони – это красиво. Видела в фильмах. А вы видели? Так вот вы совершенно ничего не видели, если не гладили их, не смотрели глаза в глаза. И как-то совершенно не вяжется с ними слово «невыгодно».

- Да, не вяжется, - соглашается директор СХП Геннадий Иванович Гузеев. – Но такова сегодня жизнь. Животноводство убыточно. Раньше были у нас и коровы, и овцы, и свиньи. Теперь только кони остались. Благодаря нашему руководителю – президенту ООО «АПК «Возрождение» Аслану Амыровичу Каракотову: очень он их любит.

Сейчас в СХП 85 лошадей. Целый табун. В основном тракененская и будённовская порода. В 2008-м привезли четырёх «англичан». Уже есть потомство: чистокровных верховых в «Заре» теперь двенадцать. И участвуют не только в выставках, кубками за победы в которых заставлены несколько полок в правлении, но и в различных видах конного спорта. А тренируют, ухаживают за ними старший конюх А. В. Покидов и его помощники Н. А. Теньков, И. В. Саморуков и О. Н. Миронов.

Кинг Мтото, Всплеск, Неаполь

- Необычные имена. Особенно первое. Почему такие?

Старший конюх Алексей Васильевич рассказывает охотно. О лошадях он может говорить часами, это видно сразу. Знает не только родителей каждого жеребца и кобылы, но их бабушек, дедушек и даже прабабушек и прадедушек.

- В кличке породистой лошади должны быть части от кличек отца и матери. Такая традиция. – Мы заходим в конюшню. – Ну, вот он, наш Кинг Мтото.

Он открывает дверь в один из денников, приглашает зайти.

- А что, разве мне можно?

- Конечно. Он очень добрый.

Кинг потрясает своими размерами: 169 см в холке. Тёмно-гнедой, он сверкает на меня настороженным и одновременно любопытным глазом, шумно втягивает ноздрями воздух, потом фыркает. Я вздрагиваю. Говорю испуганно:

- Что, и погладить можно?

Хлопаю себя по карманам: вот растяпа, угощение-то не взяла. Кинг – значит «король», поэтому прикасаюсь к его щеке осторожно, уважительно. Кинг принимает ласку с достоинством. Кстати, хотя сам он родился в России, его отец был ирландцем и даже выиграл Приз короля Георга. Есть чем гордиться и самому Кингу: не раз брал призовые места на скачках Пятигорского ипподрома.

- А это Всплеск, тракененская порода. - Мы переходим к другом деннику. – Его дед – победитель Большого Пардубицкого стипль-чеза, а прадед – олимпийский чемпион. Сам Всплеск был чемпионом России в 2004-м.

Отдаём дань уважения Всплеску. Теперь наступает черёд Неаполя. Будённовец. Парень горячий. Глаза дикие. Он храпит, топочет на месте, шарахается от меня и тут же рвётся ко мне.

- Опа, опа, прими, - сразу и успокаивает, и командует Алексей Васильевич.

И жеребец послушно становится вдоль стены денника.

- А я думала, надо «тпру» говорить…

- Это простым лошадям, - объясняет. - Здесь свой язык. «Опа» - «успокойся», а «прими» - «встань, слушайся».

Он гладит Неаполя и приговаривает:

- Да… Мне не хватало этого взрыва. До него все были такие уравновешенные, тягушки, а он совсем другой. И детям передал темперамент.

Если английские чистокровные – бегуны, то будённовцы и тракены – прыгуны. Им особенно нужны азарт и горячая кровь.

- Где же тренируете? Сами?

- И в трендепо, и сами.

- А можно посмотреть?

- Конечно. Выводи Вавилона! – командует Алексей Васильевич. – А вы пока туда проходите (кивает на соседнюю дверь), только становитесь в центре.

Воспитывать на успехе

Сигнал – и трёхлетка тракен Вавилон начинает разгон. Разгон стремительный, по нарастающей в геометрической прогрессии. Он несётся по кругу – и я понимаю, почему стоять нужно в центре. Не шевелясь. Почти не дыша. Работают мускулистые ноги, мелькают копыта… Прыжок – и он летит, словно птица, через перекладину: острые уши, пышная грива, хвост на отлёте. Заканчивает круг и становится как вкопанный. Тишина. Всё вокруг в пыли, как в тумане. И из этого тумана сверкают его глаза. 150 сантиметров взяты при мне.

- А надо сколько?

- Для соревнований? 160.

Наконец и во мне просыпается азарт:

- Будем ещё пытаться?

- Нет, - смеётся Алексей Васильевич. – Всему своё время. Вы же видите: он радуется (кивает на Вавилона). Понимает, что молодец, что сумел. С лошадьми – как с детьми: воспитывать надо на успехе. Пойдёмте лучше в табун.

Возвращаемся. Теперь идём мимо детей Кинга и Неаполя. Вот Генетика, её сестра Галактика, а здесь Хронометр и Кантевиль… Все, как один, красавцы и красавицы. Селекция. За которую, кстати, тоже отвечает Алексей Васильевич.

- Так вы не просто старший конюх?

Он улыбается. Оказывается, не просто: ветеринарный фельдшер плюс кандидат в мастера по конному спорту – дважды становился вторым на чемпионатах России, а в 77-м был шестым на чемпионате СССР. Задаю стандартный вопрос:

- Чем нравится ваша профессия?

Молчит растерянно, потом разводит руками:

- Я без них не могу жить.

Мы проходим через конюшню, выходим под открытое небо, в загон. Выпускают лошадей. И наступает момент истины. Мы не подзываем, но они, словно притянутые магнитом, стекаются к нам. Проходит две-три минуты – и вот уже мы стоим в плотном кольце. Со всех сторон – их лица: рыжие, светло- и тёмно-гнедые, серые, со звёздочками и белыми проточинами. И помимо твоей воли в груди нарастает какое-то странное, давно забытое ощущение из уже далёкого детства. Ощущение счастья.

Елена АРЦИМОВИЧ
Рубрика: ОБЩЕСТВО
  • 1
  • 1
  • 0
  • 0
  • 0

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 #  #  #  #  #  #  #  #
Авторизация через социальные сети для комментирования:

Комментарии (0)

Система Orphus
8 (86547) 4-07-44