ПО ДОРОГАМ СТАВРОПОЛЬЯ

21 ноября 2016 года, 9:23 |
Фото А. Черняева и Е. Арцимович

Сан Санычу 71. Стаж дорожного мастера приличный – 41 год. Уже восемь лет на пенсии, занимается домашним хозяйством. Когда подъезжаем к его двору, он ходит по крыше, ведёт какие-то ремонтные работы. «Александр Александрович, почему сами-то?» - «А чего тут вдвоём-втроём толкаться?»

- Дорожников ругают всегда, - рассказывает, когда усаживаемся на лавочке перед домом. – Секрет хорошей дороги, вроде, и простой – соблюдай технологию, используй качественные материалы, относись ответственно к работе. А вроде, и не всё так просто. Ведь не только от дорожников результат зависит. Ну нельзя трамбовать сроки: сегодня делать основание, а уже завтра класть асфальт! Нельзя по свежей дороге пускать тридцатитонные грузовики!

Александр Александрович Титаренко по образованию техник-строитель. С 1972 по 1988-й был мастером благодарненского строительного управления (СУ-842), а в 89-м перешёл в наше дорожно-ремонтное (ДРСУ).

- Объездная на Благодатное моя, - загибает пальцы, - с нуля делали. Потом дорога на Летнюю Ставку, дорога на Ставрополь (до Грачёвки), на Ипатово…

- За качество не стыдно?

- Обычная гарантия пять лет. Объездная уже 16 стоит, на Летнюю Ставку – 20. Без ремонта. Проверяли нас? Конечно проверяли. Помню, когда делали дорогу в Константиновском, приезжала комиссия вместе с независимой лабораторией, через каждые 50 метров брали пробы. Потом анализировали, звонили: «Всё в порядке».

- Почему же Россию называют страной плохих дорог? И, говорят, в Европе гарантия не пять, а 15-20 лет…

Пожимает плечами.

- Много причин. Посылали меня как-то на курсы, так там испанец был Родригес. Он рассказывал, как у них делают. Три километра гравия насыпали – и стоит дорога пару лет, машины по ней не ходят. Потом следующий этап. Основание не 25-30 см, как у нас, а 50…

По сути, дорога – это слоёный пирог. Если там сэкономил (сделал слой уже, чем положено), тут сэкономил, здесь технологию нарушил, то вот и готов результат: «пирог» разваливается на глазах, крошатся плохо подбитые края дорожного покрытия. Такая дорога лучше всего скажет и о честности, и об уровне профессионализма тех, кто её делал. Так же, как и дорога хорошая. Она будет служить людям не одно десятилетие, независимо от данных на неё гарантий или их отсутствия.

У Сан Саныча пять учеников – именно у него стажировались будущие мастера. Трое из них приняли эстафету и сейчас трудятся в нашем ДРСУ. Делают дороги, за которые им, как и их учителю, не стыдно.

ПОШЛИ В ГОРУ?

Медленно, но поднимаемся

По результатам последнего глобального рейтинга, который ежегодно проводит Всемирный экономический форум (Швейцария), российские дороги заняли 123-е место из 140 возможных. Казалось бы, результат удручающий. Если не сравнивать с тем, что было раньше, ведь за четыре последних года Россия поднялась сразу на 13 позиций: в 2012-м мы были 136-ми.
(izvestia.ru).

НУ И НУ!

Ставрополь на почётном седьмом

Конечно, краевой центр – это ещё не весь край, однако показательно, что по результатам итогов инспекции, проведённой ОНФ в прошлом году, в рейтинге гарантийных российских дорог Ставрополь оказался на седьмом месте, оставив позади 110 городов.

«Мы оценивали качество гарантийных дорог, ремонт на которых проводился два-три года назад. Дефекты на них должны исправляться за счёт подрядчика… Можно точно сказать, что к гарантиям на дороги нет должного внимания. Ситуацию усугубляет то, что зачастую подрядчики намеренно уменьшают гарантийный срок. Так, в Пятигорске гарантия на ремонт составляет всего один год... Очевидно, что многие дефекты, которые образуются спустя два года, будут исправляться за счёт налогоплательщиков, и это не мотивирует подрядчиков делать дороги качественно», – рассказал руководитель инспекции ОНФ «Оценим качество дорог!», депутат Госдумы Александр Васильев.

(onf.ru).

И ЭТО ПРАВИЛЬНО

Каждую дорогу – на гарантию

Для разных слоёв дороги Минтрансом установлены разные гарантийные сроки – от 4 до 8 лет. Однако все они являются рекомендательными. Иными словами, подрядчик может изменять их или вовсе не давать в зависимости от собственного желания. Два года назад депутат Госдумы А. Васильев выносил на обсуждение законопроект о введении обязательной гарантии на дороги. Закон до сих пор не принят. Однако считать тему закрытой нельзя, поскольку лично президент страны В. Путин поручил правительству разработать закон, который обяжет заказчиков прописывать гарантийные сроки в госконтрактах на выполнение дорожных работ.
Елена АРЦИМОВИЧ
Рубрика: ОБЩЕСТВО
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 #  #  #  #  #  #  #  #
Авторизация через социальные сети для комментирования:

Комментарии (0)

Система Orphus
8 (86547) 4-07-44