ТЕРАПЕВТЫ, ХИРУРГИ, КАРДИОЛОГИ, ИНФЕКЦИОНИСТЫ... А ЕЩЁ ПСИХОЛОГИ

14 сентября 2016 года, 10:05 |
Фото Е. Арцимович

- Давайте считать, - Марина Айдыновна начинает загибать пальцы, - терапевты, хирурги, кардиологи, онкологи, травматологи, офтальмологи, инфекционисты… (Улыбается.) Дальше? Пальцев не хватит, поверьте. А ещё психологи. Это уже для хозяев. Им тоже помощь нередко требуется: случалось, что и в обморок падали, когда их любимцу делали укол. Так переживали.

Если ещё не поняли, это всё о них, о ветеринарных врачах. 31 августа в третий раз они отметили профессиональный праздник. Нет-нет, ветеринары появились не три года назад, а, пожалуй, ещё в те стародавние времена, когда человек начал приручать диких животных. Ветслужба Ставропольского края тоже немолода – ей стукнул 121 год. Но три года назад ветврачам наконец-то выделили свой собственный день – день, когда можно встретиться с товарищами по цеху, оценить достижения, поговорить о трудностях, вспомнить интересные случаи из практики.

Как лечили обезьянку

- Вот расскажите журналисту, Марина Айдыновна, как обезьяну лечили, - начальник Петровской районной станции по борьбе с болезнями животных Константин Анатольевич Таралов, предвкушая интересный рассказ, устраивается в кресле поудобнее. – А ещё, было дело, удава спасали…

На этом празднике заведующую городской ветлечебницей М. А. Редьку чествовали особенно – за многолетнюю ответственную работу ей присвоено почётное звание «Заслуженный работник ветеринарии Ставропольского края». Рядом с ней в синей коробочке лежит медаль. Марина Айдыновна немного теряется.

- Да что там…

- Расскажите, - прошу и я. – А откуда у нас – и вдруг удавы, обезьянки? Неужели есть затейники, которые держат?

- Да нет. Это из мини-зоопарков, которые к нам периодически приезжают. Из зооэкзотариумов. За обезьяной не усмотрели – и она проглотила монету. Стало плохо.

- Не страшно было лечить таких необычных пациентов? В руки брать?

Марина Айдыновна улыбается моей наивности:

- Ну вы что? Мы их лечили через хозяина. Консультировали, а он уже сам договаривался со своими питомцами. Обезьяны, между прочим, вообще народ обезбашенный.

И она рассказывает, как однажды двум обезьянкам из очередного экзотариума пришлось прямо здесь, на месте, делать прививку от бешенства: не углядели, что сроки действия прежних прививок уходят.

- Вы бы видели, как весь коллектив нашей лечебницы перед ними выплясывал, развлекал-отвлекал! А мы с медсестрой тем временем пытались уловить момент, когда обезьяны отвлекутся, чтобы сделать укол.

Смеёмся. Константин Анатольевич говорит:

- Ветеринар – это призвание. Любовь. И нередко это сложнее, чем лечить людей. Как понять, что болит, если корова, собака, курица сказать не могут?

Что болит?

- И как же? – спрашиваю.

Смотрят друг на друга.

- Невозможно объяснить, - Марина Айдыновна пожимает плечами. – Я по коридору прохожу, там люди со своими животными. Просто мельком увидела, как животное село, легло, встало, чихнуло, - и уже чувствую, понимаю. Какой-то язык жестов. И опыт, конечно.

«Мечтала деток лечить» - так она сказала. Что ж, сбылось: животные – детки. Братья меньшие. В 1978-м окончила ветеринарный факультет Ставропольского сельхозинститута и по распределению окунулась в суровые трудовые будни совхоза «Ставрополь-Кавказский». Поголовье серьёзное: коровы, свиньи, овцы. Это вам не кошечки-собачки.

- Не разочаровались?

- Нет. Учителя были хорошие – Геннадий Иванович Манака и Николай Иванович Лысенко. Спасибо им.

А в 87-м стала фельдшером Петровской ветстанции. Потом врачом-терапевтом. Потом заведующей. В 2001-м на десять лет ушла в свободное плавание – организовала частную лечебницу. За это время на каких только обучающих семинарах не побывала! Лечила в основном как раз кошек и собак: времена изменились, и хозяева стали относиться к ним с большим вниманием, чем раньше.

- Но они хоть умные, – замечаю. – С ними и поговорить можно, утешить, объяснить, что вот сейчас немного полечим – потерпеть надо. В отличие от свиньи или курицы. Те глупые.

- Так нельзя, - не соглашается Марина Айдыновна. – Умные, глупые… Говорить надо со всеми. А коровы, когда болеют, плачут. Вы знаете? У них слёзы текут. Или когда на убой вести собираются. Животные чувствуют! И свиньи, и куры тоже. Все.

В 2011 году она вернулась в городскую ветлечебницу: очень попросили, ведь на тот момент специалиста такого уровня, как она, там не было. Делилась опытом, ездила по всему краю, растила учеников.

- Знаете, - вдруг говорит Марина Айдыновна, - это ведь не моя медаль – её все заслужили, все восемь работников нашей лечебницы. И вообще, ветврач действительно призвание. Сказать, что в ветеринарии сейчас легко? Нет. А люди работают.

Люди работают

- Спасибо всем за ваш труд, - поздравил свой коллектив К. А. Таралов. – За то, что на посту 24 часа в сутки.

Люди собрались в небольшом актовом зале – все 14 ветучастков района. Слушали Константина Анатольевича внимательно. В Калмыкии, Дагестане бушуют ящур, оспа, теперь вот добавился нодулярный дерматит… Мы держим оборону. Пафосно? Возможно. Но правда. В прошлом году даже поставили рекорд:

- Может, маленький, но всё же рекорд, - уверен начальник ветслужбы. – За короткий срок ликвидировали эпизоотический очаг бруцеллёза в Кугутах. Оздоровить целый населённый пункт – это серьёзное дело.

За хорошую работу на протяжении многих лет, за ответственное отношение к своему делу почётные грамоты Петровской ветстанции вручили трём участкам – высоцкому, просянскому и шангалинскому.

«На руках» у высоцкого самое большое поголовье скота – около тысячи голов КРС, две с половиной тысячи овец… Больше 20 лет назад пришла сюда фельдшером нынешняя заведующая Елена Алексеевна Филатова. Ветеринары её муж и свёкор. Такая вот династия.

С 1985 года лечит животных заведующая ветучастком Просянки В. И. Дуплищева.

- Встаю в полпятого – и дотемна, - рассказывает. – Но никем другим себя не вижу! Это моя профессия.

Кстати, у Валентины Ивановны проходил когда-то практику заведующий шангалинским ветеринарным участком Андрей Викторович Литовкин. У них своя особенность: граница с Ипатовским районом. Тоже ответственность.

Люди работают. Времена не выбирают: сейчас государство обеспечивает ветстанции вакциной только по особо опасным заболеваниям, в остальном ветеринария перешла на платные рельсы. Не все понимают. Но есть такие, кто понимает и помогает. Даже не бизнесмены, а простые люди приносят перевязочный материал, капельницы, пластыри. Глядишь, и собачке какой-нибудь старушки смогут оказать помощь бесплатно именно благодаря их неравнодушию. А ещё благодаря золотым рукам и добрым сердцам врачей. Может, поэтому ветеринары и живут дольше других? По крайней мере, так говорят…

Елена АРЦИМОВИЧ
Рубрика: МЕДИЦИНА
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 #  #  #  #  #  #  #  #
Авторизация через социальные сети для комментирования:

Комментарии (0)

Система Orphus
8 (86547) 4-07-44