ПОБЕДА: ПИСЬМА ИЗ СТАВКИ ЗАКРЫЛА СОБОЙ
Медсёстры, связистки, повара, писари, регулировщицы… Какие профессии на фронте женские? Да полно, есть ли вообще такие? Ведь на войне нет слабого пола: у войны не женское лицо... Екатерине Ивановне Величко лет уже немало – в этом году исполнится 95. Ходит с трудом, опираясь на палочку.
- Но кушаю сама, ложку держу, - говорит с гордостью, хотя видно, что руки ослабели, бессильно лежат на альбоме со старыми фотографиями. Зато глаза живые. Смотрит на меня с интересом: - Вот так-то. Хоть с боем, да сама.
Много лет минуло с последнего её боя. Через многое пришлось пройти. А всё помнит.
Какой он, хлебушек-то…
- Я, деточка, три голода пережила. Родилась в голодном 21-м, потом был 1933-й и, наконец, послевоенные годы. Забыли мы и какой он, хлебушек-то…
Село Петровское в то время пустыня пустыней: ни деревца. Пыль одна. А семья… Беднота. Мама – уборщица, отец пьёт. Нужно было вырваться из этого замкнутого круга. И Катя поступила в Пятигорский пединститут. А 22 июня, когда приехала на сессию, услышала по радио голос Молотова: «Сегодня, в четыре часа утра…»
Оккупация.
- Что помню? Бомбили нас. Мы жили в подвалах. В страхе.
Коротко, скупо. Зато очень хорошо Екатерина Ивановна помнит то ощущение счастья, когда фашисты уходили с петровской земли:
- Они бежали и бежали. Взорвали за собой Красный мост, чтоб их не догнали. Но наши всё равно догнали и так ударили!
А потом её вызвали в райком комсомола:
- Сказали: «Раз комсомолка, пиши заявление на фронт». Я написала. Распределили меня в 45-й автомобильный полк СВГК.
Только поспать
Это был полк ставки Верховного главнокомандования.
- Всё засекречено, - вспоминает. – Мы подвозили к линии фронта и продукты, и оружие. При мне – секретный ящик и автоматчик.
Через Екатерину Ивановну шла вся переписка со ставкой. Как главный писарь, она выполняла функции и секретаря, и бухгалтера. День, ночь – не важно. Что-то пришло, что-то ушло, одни прибыли, другие убыли.
- У меня тогда как-то спросили, чего я хочу. Только одного – поспать. Вот с тех пор и не сплю, - улыбается, - уж сколько лет.
Эх, дороги… За три года разное было. В Закарпатье 45-й полк попал в окружение бандеровцев. Прорывались с боями. Прошли Румынию, Молдавию, Польшу. Одна бомбёжка запомнилась надолго. Тогда казалось, земля вздыбилась.
- Мы бросились из машины. Я крепко держала ящик с перепиской. Мелькнула мысль: «Прикрыться бы им» – и… я закрыла его собой. А сверху – земляной ливень.
Катю контузило. Попала в госпиталь. Подлечилась – и снова в родной 45-й.
- А Победу помните? Где встречали?
- В Оломоуце. Это Чехия. Но мы не праздновали: под Прагой оставались немецкие группировки, которые ещё не сдались. Для нас Победа наступила только 15 мая.
На память о тех страшных днях остались орден Отечественной войны 2-й степени и две медали – «За освобождение Праги» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Мы победили!
Эта фраза звучала рефреном весь 45-й. Какие бы ни встречались трудности, мы победили. Как бы и дальше ни била судьба, мы победили. В июле Екатерина Ивановна вернулась в Петровское. Окончила наконец пединститут и пошла работать в школу. 36 лет отдала любимой профессии.
- Я была учительницей требовательной, - рассказывает, - но уважительной. Ребят не обижала.
Личная жизнь не сложилась. В одиночку вырастила дочь Людмилу, которая пошла по стопам мамы и сейчас работает в районо Сахалинской области. Долгое время не ладилось и с жильём. И молодость, и зрелые годы провела в «трущобе» – так Екатерина Ивановна называет тот жалкий домик, который ей предоставило государство.
- Не раз обращалась с просьбой о помощи в райком, но мне отказывали. Я написала Горбачёву. Он не оставил без внимания. И вот уже лет 30, как живу в своей квартире.
После того как перенесла микроинсульт, частично потеряла зрение и слух. Какое-то время лежала, не вставала. Но сейчас благодаря помощи О. М. Коляды и Е. М. Байлуковой, которые с ней рядом и днём, и ночью, пошла на поправку. В «девочках» своих, помощницах, Екатерина Ивановна души не чает. С большой любовью отзывается о дочери, зятьях, внучках и правнучках. Все живут далеко, но часто звонят, а летом обязательно приезжают в гости.
- Они мне продлевают жизнь: я за них спокойна.
- Наш традиционный вопрос: «Что вы пожелали бы нынешнему молодому поколению?»
- Быть честными. Уважать свою страну. И нас, ветеранов, - улыбается. - Ведь нас есть за что уважать, правда?..
- 0
- 0
- 0
- 0
- 1
Комментарии (0)