30 ЛЕТ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС
26 апреля, в день 30-летия чернобыльской катастрофы, петровские ликвидаторы последствий аварии по традиции собрались в сквере им. А. П. Гайдара, около памятника с символичной надписью: "Петровчанам, им, нас защитившим, низкий поклон", возложили цветы.
Затем мероприятие продолжилось в зале центральной библиотеки. Её сотрудники подготовили для чернобыльцев обширную программу. Звучали стихи, песни, были показаны видеоролики, приведены факты из истории. Поимённо вспомнили тех, кто не дожил до сегодняшнего дня. Их память почтили минутой молчания. Заместитель главы райадминистрации Е. И. Сергеева со словами благодарности обратилась к участникам тех трагических событий, пожелала им самого главного – здоровья.
А события и впрямь были трагическими…
- Двадцать семь раз в блок входил, - вспоминает Пётр Степанович Горбатых, - у меня даже пропуск остался, храню его. В то время я работал в колхозе им. Сараева. Был строителем плотницкого звена. От военкомата нас послали в Серпухов. Работали там пять дней, ждали таких же добровольцев из Узбекистана. Когда собрали группу из 56 человек, отправили в Чернобыль на месяц. Были сверловщиками – делали дыры, через которые бетоном заливали реактор. Их требовалось просверлить тысячу, после этого нас ждал «дембель». Работать было трудно, ведь находились в блоке ровно 4 минуты и сразу выходили. Продолжали другие, а мы отдыхали до следующего дня. Я вёл записи, вот они: число, месяц, год и количество полученной в тот день радиации. Домой приехал первым из района. Заслуженный орден Мужества получил спустя 19 лет. В пятьдесят вышел на пенсию, занимался хозяйством, огородом, но после инсульта уже не могу.
В гости к товарищу иногда заходит Виктор Васильевич Евдокимов. Он тоже ветеран, но другой аварии – Кыштымской, произошедшей 29 сентября 1957 года на химкомбинате "Маяк" в закрытом Челябинске-40 (ныне Озёрск).
- Меня, восемнадцатилетнего парня, - рассказывает Виктор Васильевич, - в 1960-м призвали в армию. В Ставрополе нас, две с половиной тысячи новобранцев, посадили в грузовые вагоны и отправили сначала в Волгоград, а оттуда – в Челябинск. Всё, что мы могли разглядеть в небольшое окошко, – это колючая проволока и снег. Ехали полдня, затем остановка, нас пересчитывали – и снова в путь. Осмелившись, спросили сержантов: «Куда нас везут?», а в ответ услышали: «Приехали уже. Кто выживет – домой вернётся, нет – тут похороним».
Нам выдали лопаты и отправили работать. Трудились по 11 секунд – дольше нельзя. Каждый день меняли одежду, обувь – раз в неделю. Купались в холодной воде, чтобы радиационная пыль не могла проникнуть под кожу. Однажды получил облучение в 2,5 нормы, и на целый месяц меня отстранили от этой работы, отправив на более лёгкий объект. Так прошли мои три долгих года службы.
Павел Николаевич Шерстобитов – участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Бульдозеристом, закапывая отходы, он проработал там целый год. После вернулся домой в Цветочный, переехал в Носачёв, где с супругой Татьяной Ивановной живут до сих пор. Пока позволяло здоровье, трудился комбайнером в колхозе "Колос". Сейчас же любимое занятие – смотреть телевизор, а ещё париться в бане, которую успел построить. Павел Николаевич – мастер на все руки. Наверняка модель сделанного в молодости фрегата отремонтировал бы, но сил уже нет. Потому и стоит на подоконнике одинокий корабль с покосившимися от времени мачтами.
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
Комментарии (0)