СТРАСТИ ПО ЗЕМЛЕ, ИЛИ ЗАЧЕМ НАМ КРЕПОСТНОЕ ПРАВО ПО-НОВОМУ?

26 апреля 2016 года, 10:09 |

12 апреля в Светлограде по инициативе депутатов краевой Думы прошло тематическое обсуждение проекта закона Ставропольского края «О внесении изменений в статьи 32 и 34 Закона СК «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений». Участниками совещания были депутаты и представители политических партий «Справедливая Россия», КПРФ, руководители сельхозпредприятий и фермерских хозяйств из нескольких районов края, а также петровские пайщики.

Со вступительным словом выступил К. А. Кузьмин. Он объяснил необходимость проведения данной встречи резонансом, вызванным законопроектом, внесённым на рассмотрение депутатом В. М. Гурьяновым.

Затем он передал микрофон В. П. Пыленку. Председатель краевой и Петровской районной ассоциации фермерских хозяйств рассказал о тех трудностях, которые, на его взгляд, последуют после внесения изменений в отлаженный и действующий закон Ставропольского края. По словам Виктора Павловича, они могут поставить крест на фермерском движении, они не позволят образоваться новым КФХ и расшириться действующим. Забегая вперёд, скажу, что данное мнение разделяли многие главы фермерских хозяйств, выступавшие на совещании.

Гурьянов предлагает

Так что же на самом деле предложил В. М. Гурьянов, депутат из Невинномысска, вице-президент ОАО «Арнест»?

В его пояснительной записке к законопроекту сказано, что предлагаемые новшества обусловлены необходимостью изменения подхода к установлению минимальных размеров земельных участков из состава земель сельхозназначения в целях предотвращения излишнего дробления сельхозугодий. А увеличение минимальных размеров земельных участков обусловлено следующими доводами:

1. В соответствии с Конституцией РФ и земельным законодательством земля подлежит особой правовой охране, интересы собственников не должны быть выше общественного интереса в сохранении и рациональном использовании земель.

2. По состоянию на 1 января 2015 года в Ставропольском крае действовала 1491 сельхозорганизация разных форм собственности и 10099 КФХ. Площадь сельхозугодий под зерновыми у сельхозпредприятий составляла 1,8 млн. га при урожайности 40,8 ц/га, у фермерских хозяйств – 0,5 млн. га при урожайности 31,2 ц/га (источник – данные минсельхоза края).

3. На больших по размеру участках возможно эффективное применение современных агротехнических технологий, высокопроизводительной техники.

4. Большие по размеру площади земельных участков позволят сохранить традиционно сложившиеся севообороты.

В связи с этим предлагается увеличить предельный минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельхозназначения с 30 га до 2500 га. Указанные в законопроекте требования к размерам земельных участков сельхозназначения предъявляются ко вновь образуемым и не нарушают прав лиц, использующих на праве собственности или аренды земельные участки меньших размеров. Таким образом, законопроект не препятствует реализации прав различных хозяйствующих субъектов на землепользование, а определяет приоритеты государственной политики в области сельского хозяйства, ориентированной на сохранение крупных сельхозорганизаций различных форм собственности, являющихся градообразующими (селообразующими) для значительного числа сельских населённых пунктов Ставропольского края, обеспечивающими занятость населения и налоговые отчисления в бюджет.

При этом для ряда субъектов (а именно: для граждан, ведущих ЛПХ, занимающихся садоводством, животноводством, огородничеством; некоммерческих организаций, в том числе потребительских кооперативов, религиозных организаций; казачьих обществ; опытно-производственных, учебных, учебно-опытных и учебно-производственных подразделений научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства и общеобразовательных организаций; государственных и муниципальных унитарных предприятий) проектом закона предусмотрены исключения в связи с тем, что использование ими земельных участков из земель сельхозназначения носит некоммерческий характер, либо осуществляется в публичных интересах (деятельность учебных и научных организаций, деятельность государственных и муниципальных учреждений).

Также исходя из принципа равенства субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих хозяйственную деятельность в различных организационно-правовых формах, соответствующие изменения вносятся в часть 1 статьи 34 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений»: максимальная площадь земельного участка, предоставляемого крестьянским (фермерским) хозяйствам, увеличивается до 2500 га с сохранением минимального размера – 30 га.

Настоящий законопроект соответствует Конституции Российской Федерации, федеральным законам и Уставу (Основному Закону) СК. Его реализация в случае принятия не потребует выделения средств из краевого бюджета, а также отмены, признания утратившими силу, приостановления, изменения либо дополнения законов и иных нормативных правовых актов СК.

Думай, крестьянин!

Вот такая мягонькая подстилочка депутата к данному законопроекту. А что же на самом деле предлагает изменить В. М. Гурьянов? Давайте сравним тексты статей закона до их изменений и после.

Часть 1 статьи 32: «Предельные минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения должны быть не менее 30 га, за исключением предельных минимальных размеров, установленных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Часть 1 статьи 34: «Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» для осуществления КФХ его деятельности, устанавливаются от минимального размера, указанного в статье 32 настоящего Закона, до 500 га».

А что предлагается?

Цитируем: «Предельные минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельхозназначения должны быть не менее 2500 гектаров, за исключением предельных минимальных размеров, установленных частями 2 и 3 настоящей статьи, а также частью 1 статьи 34 настоящего Закона.

В отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» для осуществления КФХ его деятельности, устанавливаются следующие предельные размеры: максимальный – 2500 га, минимальный – 30 га».

Зачем же потребовалось такое закрепощение? Думай, крестьянин, думай! 5 апреля в Грачёвском районе министр сельского хозяйства края В. Н. Ситников и заместитель председателя краевого правительства Н. Т. Великдань встретились с обеспокоенными фермерами. Они пояснили, что грядущее перезаключение договоров аренды земли может спровоцировать скупку или аренду земельных паёв бизнесменами из соседних регионов и Москвы. Под угрозой дробления окажутся земельные участки крупных хозяйств. Поэтому, чтобы не произошло обезземеливание фермеров, и поднимается минимальный размер выделения земли до 2500 га.

Возникают вопросы: а как же стремление власти создавать и поддерживать новые фермерские хозяйства и почему должны пострадать пайщики? Десять лет они терпели нерадивых арендаторов, приняв тогда, как оказалось, ошибочное решение и передав свои паи в крупные хозяйства, которые все эти годы работали через пень колоду. А теперь люди в случае внесения изменений не смогут выделить землю и уйти к другому арендатору! И это тем более так, что в некоторых сельхозпредприятиях имеется не один, а несколько участков, размер которых меньше, чем предлагается для выдела! Прямо-таки крепостное право по-новому вводится для владельцев земельных паёв: не нравится, но терпи – таков закон! Не смогут и ныне действующие, но стремящиеся к укрупнению фермерские хозяйства прирасти постепенно землёй до больших размеров за счёт 30 или более гектаров. Видимо, для кого-то лучше, если люди будут бесправны, как, например, в филиале «Петровский» п. Прикалаусского или в ООО «Калаусское». В «Калаусском», кстати, на один пай выдают 600 кг зерна фуражного и 40 литров вина. При всякой попытке заменить так называемое сусло(а на деле второсортное, а может, и того хуже пойло) на зерно или виноград здесь наталкиваются на отписки руководства. Пайщикам, не согласным с таким арендатором, в случае принятия этой нормы в 2500 га вообще нельзя будет выделиться и уйти к другому арендатору, ведь земли в этом хозяйстве меньше, чем предлагаемый минимум! И что делать? Пить бурду нефильтрованную и спиваться?

Один за другим к микрофону подходили фермеры и пайщики из нашего и других районов края. С болью, тревогой и смятением они говорили о том, какую беду могут принести предлагаемые изменения. Вспомнили недобрым словом и ситуацию в хозяйствах, где властвует так называемый «Северо-Кавказский Агрохим» под руководством А. А. Каракотова.

Завершилось совещание избранием редакционной группы, членам которой поручили подготовить резолюцию с учётом поступивших предложений. В числе основных – оставить статьи закона без изменений и обратиться за защитой своих прав к президенту В. В. Путину.

МНЕНИЕ ПРОКУРАТУРЫ

Заключение на проект Закона Ставропольского края № 541-5 «О внесении изменений в статьи 32 и 34 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений»

В прокуратуре края изучен проект Закона Ставропольского края № 541-5 «О внесении изменений в статьи 32 и 34 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» (далее – проект Закона)…

Согласно пункту 6.1 статьи 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации…

Вместе с тем принятие проекта Закона в предлагаемой редакции не согласуется с нормами федерального законодательства.

Как отметил Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 23 апреля 2004 года № 8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы», конституционная характеристика земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, предопределяет конституционное требование рационального и эффективного использования, а также охраны земли как важнейшей части природы, естественной среды обитания человека, природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Увеличение предельного минимального размера образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с 30 гектаров до 2000 гектаров существенно затруднит возможность выполнения собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков мероприятий по охране земель, в особенности теми, чьи финансовые возможности не позволяют обеспечивать выполнение мероприятий по охране столь значительного по площади земельного участка. Вместе с тем несоблюдение требований рационального использования земли, повлекшее за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или значительное ухудшение экологической обстановки, в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» является основанием для принудительного изъятия земельного участка у его собственника.

Кроме того, предлагаемые проектом Закона изменения поставят в неравное положение крестьянские (фермерские) хозяйства при предоставлении им земельных участков для осуществления своей деятельности, поскольку создадут предпосылки для аккумулирования в крупных крестьянских (фермерских) хозяйствах значительных по площади земельных участков и невозможности осуществления небольшими крестьянскими (фермерскими) хозяйствами своей деятельности на образуемых новых земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, принятие проекта Закона в предлагаемой редакции является необоснованным.

В. ЩЕРБАКОВ, и. о. прокурора края, государственный советник юстиции 3-го класса.

Юрий ЁЛХИН
Ключевые слова:
Рубрика: ЭКОНОМИКА
  • 2
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 #  #  #  #  #  #  #  #
Авторизация через социальные сети для комментирования:

Комментарии (0)

Система Orphus
8 (86547) 4-07-44