ОСАГО. ЛБОМ О СТЕНУ
ОСАГО по-прежнему – тема горячая. Центробанк пытается принимать карательные меры, но они, будь то даже лишение лицензии особо проштрафившихся страховщиков, слишком мягкие, чтобы в корне изменить ситуацию. А потому схема, когда ОСАГО просто невозможно получить без навязанного дополнительного страхования, как и прежде, популярна.
Старая песня
- У вас можно сделать ОСАГО?
- Да.
- Но только я не хочу никаких дополнительных страховок.
- Извините, полисов нет.
Коротко и ясно. Старая песня, которую вот уже несколько лет поют по всей России. И Петровский район не исключение. В редакцию обратился житель с. Константиновского А. И. Лещенко. Алексею Ивановичу под восемьдесят, живёт с супругой, та после инсульта на инвалидности, поэтому он и готовит, и купает её, и кормит. Да и у самого здоровье не очень – приходится периодически пролечиваться, чтобы хоть как-то держаться. Машина есть, и она очень выручает. Но закончилось действие его полиса – и он, как и очень-очень многие, упёрся лбом в стену. Позвонил в газету: «Что делать? Я готов дойти до прокуратуры». Можно. Вот только разговор со страховым агентом происходил без свидетелей (а стесняться тут не надо: заходите в кабинет с двумя приятелями), и видео- или аудиозаписи он тоже не вёл (кстати, с ними в плане закона не всё просто, лучше свидетели). В общем, доказательств ноль. С чем идти в прокуратуру? К тому же, как пояснил «ПВ» в телефонном разговоре агент, клиент его неверно понял: ему просто озвучивали возможные страховые услуги, но ни в коем случае не навязывали их. «Так что – дедушке можно подойти?» - спрашиваю. «К сожалению, полисов уже нет», - отвечают. Обычный тупик. Разговор закончен? Не совсем.
Период охлаждения
В настоящий момент есть две организации, в которые можно пожаловаться на недобросовестного страховщика (кроме, конечно, прокуратуры и ФАС): в РСА (Российский союз автостраховщиков) и в Центробанк, который выполняет функции страхового надзора, выдаёт и отзывает лицензии у страховщиков. Районка так и сделала. В РСА был послан запрос с просьбой помочь петровчанам в нелёгком деле борьбы с лукавыми страховщиками. И буквально в течение двух дней пришёл ответ от ведущего специалиста отдела РСА по связям с общественностью и СМИ Анны Филатовой. Цитируем: «В случае одновременной продажи полиса добровольного страхования при заключении договора ОСАГО клиент имеет право в течение пяти дней расторгнуть договор по добровольному страхованию и вернуть свои деньги. Данный пятидневный срок называется «периодом охлаждения» и введён Банком России для того, чтобы покончить с проблемой навязывания допуслуг к договорам ОСАГО. «Период охлаждения» работает для договоров со сроком действия не менее 30 календарных дней, и расторгнуть договор добровольного страхования можно, если по нему не происходило страховых случаев. Если эти условия соблюдены, премия будет возвращаться в полном объёме в течение десяти дней с момента отказа автовладельца от добровольной страховки».
Интересно? В любом случае стоит попробовать. Кроме того, по просьбе «ПВ» Анна Филатова дала ссылку на перечень страховых компаний – членов РСА, ведь не секрет, что по-прежнему «ходят» левые полисы (www.autoins.ru/ru/about_rsa/members), а также на проверку КБМ, или коэффициента безаварийности Бонус-малус (www.autoins.ru/ru/osago/polis/agree_KBM.wbp), в зависимости от размера которого сумма ОСАГО может как подрастать, так и уменьшаться. Кстати, как пояснила «ПВ» Анна Филатова, с 1 декабря прошлого года работает упрощённый алгоритм обращения водителей к страховщику при их несогласии с применённым значением КБМ: получив письменное заявление от автовладельца, страховая компания проверяет его КБМ в АИС РСА (автоматизированной информационной системе) и в случае разночтения применяет то значение, которое имеется в базе РСА. Оно же будет действительным и по отношению к последующим договорам (при условии отсутствия заявленных позднее убытков).
И последний совет от Анны Филатовой: чтобы избежать очередей и навязывания допуслуг, оформите электронный полис ОСАГО.
Электронный полис
Последние пару-тройку лет государство переводит в интернет-пространство многие расчёты с населением. Чем это обернётся в дальнейшем, трудно сказать, ведь не секрет, что в интернете контролировать оборот своих средств простым людям сложнее, а вот мошенники, напротив, чувствуют себя здесь как рыба в воде. Однако в настоящий момент оформление электронного полиса для некоторых и впрямь может стать спасением. Что для этого нужно? Доступ в интернет, мобильный банк (или другая возможность перевести деньги на счёт страховщика) и, конечно, чуть-чуть удачи (чтобы не зависали базы).
Кстати, электронный полис для своей машины недавно оформил наш фотокор Алексей Черняев. По его словам, ничего сложного в этом не оказалось. По сути, обычная анкета «вопрос-ответ», для заполнения которой нужны только документы на авто. В результате сумма ОСАГО с девяти с лишним тысяч (такая была озвучена в Светлограде страховщиком) при получении его через интернет упала до 5200 рэ. Почему? Ведь для данного конкретного авто в данное конкретное время сумма ОСАГО фиксированная, она не может быть разной у разных страховщиков (рассчитать её можно здесь: www.autoins.ru/ru/osago/calculator). Ответ прост: интернет не навязал никаких допуслуг. Между прочим, как оказалось, в нашем районе оформление электронных полисов уже перестало быть непаханым полем: по слухам, в паре сёл появились предприимчивые люди, которые делают их за деньги. И совет от «ПВ»: не выбрасывайте деньги на ветер; если у вас нет навыков работы в интернете, попросите о помощи детей, внуков, других родственников. Не боги горшки обжигают. Кстати, именно так решил поступить обратившийся в газету Алексей Иванович.
Страховщики не в обиде
Не переживайте: если автовладельцы начнут заключать ОСАГО через интернет, страховые компании не обидятся. Напротив, как говорится, ОСАГО с возу – страховщикам легче. Ну невыгодно им заключать ОСАГО, они и сами об этом в СМИ заявляли не раз. Отсюда и конфликт интересов. Хотя интерес водителей – вопрос спорный: никто их согласия не спрашивал, страхование автогражданской ответственности введено в одностороннем порядке. И кстати, на протяжении многих лет выплаты по ОСАГО при ДТП были до смешного малы (с прошлого года они наконец-то подросли – недовольных стало меньше).
Но это лирика. А вот низкие проценты по сделке (или вообще их отсутствие) – практика. Там, где замешаны деньги, шутки неуместны. Зачем, к примеру, страховому агенту оформлять за 5-10% ОСАГО, если есть КАСКО за 25%? Отсюда же растут уши и дополнительных услуг – хоть какой-то приработок.
Кстати, об агентах. К примеру, на территории нашего района официальное представительство страховой компании только одно, остальное место на страховом поле занимают агенты, которые не являются штатными сотрудниками компаний, поэтому не только их полномочия, но и уровень ответственности перед страхователями варьируется. Они – посредники, не более того. Возникли проблемы? Это не к ним, а в компанию, которая может находиться и в Ставрополе, и в Будённовске, и ещё дальше – там, куда Макар телят не гонял. Поэтому обязательно интересуйтесь, куда вам, если что, придётся ехать.
И последнее, самое главное. Устали биться лбом о стену? Боритесь. Жалуйтесь. И не только в газету. И ни в коем случае не устно. Набирайте доказательства – и вперёд.
СОВЕТ № 1
Жалуйтесь
РСА: сайт www.autoins.ru, почта для жалоб , тел. горячей линии 8-800-200-22-75 (бесплатно).
Центробанк: сайт www.cbr.ru, ссылка для подачи жалобы www.cbr.ru/Reception/Complaint/Register, тел. горячей линии 8-800-250-40-72 (бесплатно).
А МОЖЕТ, ТАК?
Полис онлайн
Вот перечень организаций, на сайтах которых можно купить электронный полис: ОАО «АльфаСтрахование», САО «ВСК», ООО «Группа Ренессанс Страхование», ООО «Зетта Страхование», АО «Интач Страхование», ОАО «Либерти Страхование», СПАО «РЕСО-Гарантия», ПАО «Росгосстрах», ООО РСО «Евроинс», ОАО «САК «Энергогарант», ПАО «Хоска», ООО «СК «Паритет-СК», АО «Страховая группа «УралСиб», АО «Тинькофф Страхование», САО «Эрго».
Выбирая страховщика, обращайте внимание на его территориальную доступность (хотя бы в пределах Ставропольского края). Как рассказали «ПВ» читатели, которые уже оформили таким образом электронный полис, потребуется терпение: не всегда всё проходит гладко – база может подвисать, случаются нестыковки. В любом случае, не вышло с одним страховщиком – попробуйте с другим. И не забудьте полис распечатать.
ОТВЕТ НА ВОПРОС
С 1 июля – замена
Какое-то время в прессе вопрос замены полисов ОСАГО на новые, более защищённые от подделки, обсуждался активно. Теперь затишье. Так меняют или нет? Поголовно или это коснётся исключительно новых полисов? Ответы районка получила «из первых рук» - от РСА: «Внедрение новых бланков планируется начать с 1 июля 2016 года. При этом бланки старого образца остаются легитимными. При проверке ГИБДД их будут «пробивать» через АИС РСА по аналогии с тем, как это происходит с электронными полисами».
СОВЕТ № 2
Заказным с уведомлением
Этот вариант борьбы с навязыванием допуслуг уже предлагался петровчанам в прошлом году прокуратурой района. Напомним. Заполняем заявление на страхование ОСАГО, прикладываем к нему копию своего паспорта, копию ПТС, копию свидетельства о регистрации ТС, копию водительского удостоверения и оригинал диагностической карты (копию оставляем себе). Теперь всё это заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении направляем по почте страховой компании, которая в течение семи дней обязана пригласить вас в офис для оформления чистого ОСАГО (приехать лучше на авто, так как могут потребовать произвести его осмотр). Если вас не приглашают, копии всех названных документов нужно передать вместе с жалобой в РСА. Конечно, для борьбы всегда требуется время, поэтому не тяните до последнего момента, побеспокойтесь о переоформлении полиса заранее, чтобы потом не ходить пешком.
СОВЕТ № 3
Закончились полисы?
Бывает. А если и правда у страховщика их нет и нельзя получить дополнительные, поскольку квота исчерпана? Так что можно отнестись с пониманием. Вот только, как говорят, доверяй, но проверяй: попросите дать ответ не устно, а письменно: потом его можно будет проверить через ЦБ или РСА.
- 0
- 1
- 0
- 0
- 0
Комментарии (0)