ПОЧТИ ПОЛВЕКА У ДОСКИ
Александру Алексеевну Ковалик в нашем городе знают многие. Это неудивительно: за долгие 45 лет работы в школе для сотен ребятишек она стала первой, самой доброй, умной и справедливой учительницей.
Родом Александра Алексеевна из Курсавского района, но в 1934 году, спасаясь от голода, её семья перебралась в Шангалу. После окончания школы Шура поступила в Благодарненское педучилище, а потом по распределению попала в с. Дубовское Шпаковского района, где у учеников среднего звена вела математику. Одновременно заочно она училась в Ставропольском пединституте и растила сынишку. В 57-м переехала в п. Маяк. Там-то и довелось ей учить и воспитывать нашего знаменитого земляка генерала В. В. Воробьёва, а тогда – мальчишку–третьеклассника. Через год молодого учителя перевели в Светлоград в бывшую восьмилетнюю школу, которая позже стала СШ № 19, потом – СШ № 2. Энергии Александры Алексеевны хватало не только на «своих» ребят, но и на детдомовских, с которыми она занималась во вторую смену.
Сегодня ей 85, но, несмотря на такой почтенный возраст, по-прежнему держится молодцом и выглядит отлично. Красивая речь, аккуратная стрижка, ни намёка на седину, ухоженные руки, на шее – тоненькая золотая цепочка с изящным кулоном, красивое платье… Интеллигентность чувствуется в каждом жесте и слове.
Вот уже пятнадцать лет отличница народного просвещения А. А. Ковалик на пенсии. Конечно, расставаться со школой ей было жаль, но работать дальше, по её словам, – стыдно.
- Сколько можно? – спокойно говорит она, вспоминая прошлое. – Нужно ведь и молодым дорогу дать. Хотя поначалу безумно скучала по школе, дети даже снились.
Спасало то, что Александра Алексеевна тоненькую ниточку, связывающую её с миром уроков и перемен, совсем не оборвала. Случалось, хандрила: там болит, тут ноет. И вдруг – накрасит губы, наденет нарядное платье – и уже бежит, как молодая, к калитке.
- Куда? – кричат ей вслед родственники.
- Из школы позвонили, на подмену зовут! – И, счастливая, скрывается за поворотом. И так – несколько лет, пока не сказала «прощай!» занятию всей своей жизни.
Никакие годы не смогли стереть из памяти имена её любимых мальчишек и девчонок. Мы просматриваем старые чёрно-белые и – поновее – цветные фотографии, подписанные каллиграфическим учительским почерком. Кое-где миниатюрная учительница стоит среди своих повзрослевших выпускников, едва доставая вчерашним мальчишкам даже до середины груди. Когда только пришла в школу, то и вовсе на одиннадцатиклассницу походила.
- А это бывший детдомовец Володя из армии мне фото прислал, - бабушка Шура трепетно держит снимок, с которого на нас смотрит симпатичный, немного бесшабашный паренёк. На обороте – по-детски трогательная подпись: «Самому лучшему учителю и просто хорошему человеку на память». – Непослушный был, но всё равно хороший мальчишка.
Скольких вот таких хороших выучила за свою жизнь, Александра Алексеевна не знает. Никогда не считала. Но помнит, как занималась вечерами с неуспевающими учениками, а потом, чтоб отец или мать не ругали, отводила их в потёмках домой.
Было ли трудно тогда, в прежние времена, быть учителем? Безусловно. Но ей удавалось находить общий язык и с детворой, даже самой непослушной, и с самыми суровыми родителями. В чём секрет? В спокойствии, доброжелательности и уважении к себе и тем, кто рядом.
- Так себя унизить, чтобы закричать на детей? Никогда! К тому же старшеклассника криком не возьмёшь, с ним иначе нужно. А к маленьким только с любовью и терпением идти необходимо.
Так просто. Без психологических и педагогических инноваций, без мудрёных подходов и тестирований. По-человечески. По-матерински. Поэтому до сих пор помнят бывшие школьники свою первую учительницу, в гости приезжают. А Александра Алексеевна всегда им рада.
Рада она и тогда, когда собираются её сын с женой, два внука с супругами и детьми. Душа спокойна, сердце радуется, улыбка зажигает глаза. И маленькая, хрупкая учительница счастлива.
- 0
- 1
- 0
- 0
- 1
Комментарии (0)