ПРОБЛЕМЫ ЖКХ

16 мая 2022 года, 10:46 |

В газету обратилась жительница Просянки Р. И. Головацких. По словам Раисы Ивановны, в прошлом году в их селе цена на воду поднялась не один раз, как обычно, а дважды: в начале 2021 года вода стоила 30,52 руб., с 1 июля тариф вырос до 31,62 руб., а с 1 октября – до 33,57 руб. «Почему цена уве­личилась более чем на 10%, в то время как по закону рост не должен был превысить 4,5%?» - спросила читательница. Есть и вторая проблема: как пояснила Раиса Ивановна, о том, что с 1 октября 2021 года тариф изменился, население проинформировали лишь в начале 2022 года (то есть спустя три месяца), потребовав от людей доплатить разницу…

На основании обращения Р. И. Головацких мы сформировали два запроса и направили их в водоканал и региональную тарифную комиссию (РТК) Ставропольского края. Также в состав запросов включили и ещё один вопрос, который читатели задавали редакции не раз: «Не планируется ли в ближайшем будущем «подтяги­вание» сельских цен на воду к городскому тарифу?» Причина беспокойства людей понятна: в сёлах упразднены местные унитарные предприятия, поставщиком воды стал ГУП СК «Став­рополькрайводоканал», а значит, предположить единую ценовую политику вполне логично.

НИ О ЧЁМ

Ответ, который был получен от заместителя генерального директора по сбыту ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Д. С. Бирюкова, отличался смысловой лаконичностью: суть его своди­лась к тому, что «тарифы на питьевую воду и водоотведение для ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» утверждает региональная тарифная комиссия Ставропольского края по результатам прове­дения экспертизы затрат».

И далее: сёла Петровского городского округа «переданы ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» на праве хозяйственного ведения в рамках реализации Закона Ставропольского края от 20.12.2018 года № 113-кз «О перераспределении полномо­чий по решению отдельных вопросов местного значения между органами местного самоуправле­ния муниципальных образований СК и органами государственной власти СК». Передача объектов водоснабжения на баланс ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» про­изводилась поэтапно, и утверж­дение тарифов осуществлялось поэтапно с учётом соблюдения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, утверждаемой губернатором Ставропольского края для каждо­го муниципального образования (городского округа)».

Что касается вопроса читате­лей «ПВ» о том, не планируется ли постепенное уравнивание городской и сельских цен на воду, Д. С. Бирюков пояснил, что данный вопрос «находится в компетенции региональной тарифной комиссии Ставрополь­ского края».

К сожалению, заместитель генерального директора по сбыту ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» никак не прокомментиро­вал слова жительницы Просянки о двойном за 2021 год повышении цены на воду в её селе. Оставлен без ответа и вопрос Р. И. Голо­вацких, законно ли со стороны водоканала требовать от жите­лей доплатить разницу в цене, если о росте тарифа с 1 октября 2021 года ресурсоснабжающая организация проинформировала людей лишь в начале 2022 года, то есть спустя три месяца.

ИНДЕКС НЕ ТАК ПРОСТ, КАК КАЖЕТСЯ

Достаточно развёрнутый ана­лиз ситуации предоставил чи­тателям «Петровских вестей» первый заместитель председателя комиссии региональной тарифной комиссии Ставропольского края С. Г. Губский. Приводим с некото­рыми купюрами: «В соответствии с законодательством тарифы на коммунальные ресурсы подлежат ежегодному пересмотру. Измене­ние тарифов происходит один раз в год – 1 июля.

Ключевым регуляторным ме­ханизмом в сфере коммунальных услуг в настоящее время является утверждение Правительством Российской Федерации индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммуналь­ные услуги в среднем по субъек­там Российской Федерации... Та­рифы на коммунальные ресурсы устанавливаются таким образом, чтобы не превысить вышеназван­ные индексы.

Распоряжением Правитель­ства РФ от 30 октября 2020 года № 2827-р индекс по Ставрополь­скому краю на второе полугодие 2021 года утверждён в размере 3,4%. На основании вышеназван­ного индекса и утверждённого Правительством РФ в размере 2% предельно допустимого отклоне­ния от величины указанного индек­са по отдельным муниципальным образованиям губернатором Став­ропольского края были утвержде­ны предельные (максимальные) индексы изменения размера вно­симой гражданами платы за комму­нальные услуги в муниципальных образованиях края.

Речь идёт о темпе прироста со­вокупного платежа граждан за весь набор коммунальных услуг в сред­нем по краю (за холодную воду, горячую воду, электрическую энер­гию, тепловую энергию, газ, отве­дение сточных вод, обращение с твёрдыми коммунальными отхо­дами), а не о темпах прироста тари­фов на отдельные коммунальные ресурсы. Рост платы за каждую конкретную коммунальную услугу может быть как выше, так и ниже установленных ограничений –при соблюдении допустимого прироста совокупного платежа за весь набор предоставляемых коммунальных услуг.

Так, например, темпы прироста тарифов для населения Просянки Петровского городского округа с 1 июля 2021 года по отдельным коммунальным ресурсам были ниже, чем 3,4% (газ – 2,9%), по другим – выше (электрическая энергия – 4,1%)».

КАК ФОРМИРУЕТСЯ ТАРИФ?

Как формируются тарифы на воду? Почему в разных сёлах и в городе они довольно сильно отличаются друг от друга? Какие аспекты учитывает РТК, утверждая ту или иную цену? Читаем разъяс­нения С. Г. Губского: «Подходы к формированию тарифов на ком­мунальные ресурсы отличаются в зависимости от сферы деятель­ности. В соответствии с законо­дательством некоторые ценовые ставки устанавливаются едиными для всех жителей Ставропольского края (на электрическую энергию и газ), другие (на холодную и горячую воду, водоотведение, тепловую энергию и услуги по обращению с твёрдыми комму­нальными отходами) – индивиду­ально по организациям, исходя из особенностей производственного цикла, изношенности оборудова­ния, а также финансовых затрат конкретных ресурсоснабжающих организаций.

Так, например, тарифы конкрет­ных водоснабжающих организа­ций могут существенно отличаться в силу различных условий дея­тельности предприятий. К таким условиям можно отнести качество исходной воды, объём реализации услуг, территориальное располо­жение (горная, холмистая, рав­нинная местность), протяжённость сетей, уровень энергоёмкости установленного оборудования, степень изношенности сетей и оборудования и другие особенно­сти технологического процесса...

В 2021 году на территории Ставропольского края постав­ку питьевой воды населению осуществляло более 40 орга­низаций по индивидуальным тарифам. Максимальный тариф на холодную питьевую воду в крае во втором полугодии 2021 года был установлен для по­требителей КП СК «Надежда» в Благодатном Петровского город­ского округа и составлял 82,05 руб. за 1 куб. метр. Такой размер тарифа был обусловлен низким объёмом реализации воды и установкой дополнительного обо­рудования для её очистки. Мини­мальный тариф на питьевую воду во втором полугодии 2021 года был установлен для потребителей МУП «Коммунальник» в Шпаков­ском муниципальном округе, где действует самотечная система родниковой воды, не требующая очистки, и составлял 19,36 руб. за 1 куб. метр».

НЕВАЖНО, СЕЛО ИЛИ ГОРОД

Вот какие пояснения были даны РТК СК относительно двойного за 2021 год роста цены на воду в Просянке и относительно «под­тягивания» уровня сельских цен до уровня городской: «Крупнейшей водоснабжающей организацией края является ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» (далее – ГУП). По единым тарифам ГУП по­ставляет питьевую воду более чем в 500 из 762 населённых пунктов края. Единый тариф сформирован из экономически обоснованных затрат ГУП СК «Ставрополькрай­водоканал» на оказание услуг водоснабжения в целом по всем обслуживаемым муниципальным образованиям края и составляет в настоящее время 62,05 руб. за 1 куб. метр.

1 января 2019 года вступил в силу Закон Ставропольского края № 113-кз… в соответствии с кото­рым в отдельных муниципальных образованиях Ставропольского края производственное имуще­ство в сфере тепло-, водоснаб­жения и водоотведения, ранее находившееся в муниципаль­ной собственности, передаётся в государственную собственность. В рамках реализации Закона

№ 113-кз произошёл переход си­стемы водоснабжения Просянки от ГУП СК «Просянское» к ГУП СК «Ставрополькрайводоканал». В связи с тем, что единый тариф ГУП был выше, чем тариф ГУП СК «Просянское», его применение было невозможно, так как повлек­ло бы значительный рост платы граждан за коммунальные услу­ги, превышающий предельный индекс в Петровском городском округе, утверждённый на второе полугодие 2021 года в размере 5,4%. Поэтому постановлением РТК Ставропольского края от 14 октября 2021 года № 62 тарифы на воду для населения Просянки были установлены ниже 62,05 руб. за 1 куб. метр – в размере, позво­ляющем не превысить предель­ный индекс.

Аналогичный подход (поэтапное доведение тарифов для населения до единого тарифа) применяется для населения всех организаций, чьё имущество передаётся в ГУП. В отдельных случаях (например, для бывших потребителей ОАО «Российские железные дороги») поэтапное доведение тарифов для населе­ния до единого тарифа невоз­можно осуществлять такими же темпами, как в Просянке. Это связано с тем, что часть данных потребителей проживает в домах с централизованным отоплением, где прирост совокупного платежа за весь набор коммунальных услуг сложится на максимально возможном уровне (5,4%) из-за значительного прироста с 1 июля 2022 года тарифа на тепловую энергию ОАО «Российские желез­ные дороги» (6,3%).

Таким образом, второе за год повышение тарифа было связано с изменением ресурсоснабжаю­щей организации и не является «подтягиванием уровня сельских цен на воду до уровня городской». В регулировании тарифов на хо­лодную воду отсутствуют понятия «сельский тариф» и «городской тариф», тарифы устанавливаются для организаций и не дифферен­цируются в зависимости от типа населённого пункта, в котором проживают потребители».

Остаётся добавить, что, исходя из разъяснений РТК, можно пред­положить: поэтапное доведение сельских тарифов на воду (там, где этого ещё не случилось) до единого тарифа водоснабжающей организации – это исключительно вопрос времени (как говорится, будет всем сестрам по серьгам), а ограничивает кардинальность роста цены на воду лишь предель­но допустимый индекс. Словом, аппетиты одних коммунальщиков сдерживаются аппетитами других.

Между тем «голод» водокана­ла вполне объясним: «уровень износа сетей водоснабжения в среднем по краю составляет бо­лее 65%, сетей водоотведения –более 70%» (stapravda.ru), и это наверняка ещё довольно оптими­стичная статистика…

Е. Арцимович
Рубрика: ОБЩЕСТВО
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 #  #  #  #  #  #  #  #
Авторизация через социальные сети для комментирования:

Комментарии (0)

Система Orphus
8 (86547) 4-07-44