ОДНА ЛЮБОВЬ НА ВСЮ ЖИЗНЬ

3 февраля 2022 года, 11:14 |

Улицы Рогатой Балки по­хожи на улицы других сёл. Зимой здесь и вовсе мало примечательного: голые ку­сты, деревья и дома, дома… И вдруг посреди этой обыден­ности, словно глоток свежего воздуха, – конь! Поджарый, с тонкими мускулистыми но­гами, изящно изогнутой шеей, острыми чуткими ушками и ум­ным лицом. Стоит, не шевелит­ся. Подъезжаешь – и видишь: скульптура. Ну надо же! А ведь будто живой…

Автора, С. Ф. Медведева, не стало весной прошлого года. Беда пришла в его дом неожиданно, как она в последнее время приходит во многие дома. В «Одноклассниках» до сих пор активна личная страничка Сергея Фёдоровича. Заходишь туда, на­чинаешь читать – и открываешь для себя огромный мир этого человека, мир, наполненный од­ной всепоглощающей любовью – к природе и животным, особенно к лошадям.

«ЗАНИМАЛСЯ ЛЮБИМЫМ ДЕЛОМ»

Оказывается, жил рядом с нами такой человек – зоотех­ник, тренер по конкуру, коневод, эксперт комитета спортивного коннозаводства России. Сво­ими глубокими познаниями не хвалился – напротив, говорил о себе скромно: «Я не обладаю великой памятью, а с возрастом тем более. Просто я всю жизнь занимался любимым делом. Этим жил... Других интересов не имел. Всё очень просто».

Лошадей он полюбил с дет­ства – мальчишкой помогал сельским конюхам пасти табун, выхаживать жеребят. Позже окончил зоотехнический факуль­тет Ставропольского сельскохо­зяйственного института, причём преддипломную практику про­шёл на Терском конном заводе, который считался жемчужиной советского коневодства. Даже в армии Сергей служил в особом кавалерийском полку – 11-м отдельном, сформированном в 1962 году по инициативе ре­жиссёра С. Ф. Бондарчука специ­ально для съёмок киноэпопеи «Война и мир». За время службы Сергею Медведеву посчастливи­лось принять участие в массо­вых сценах более чем двадцати фильмов.

Когда вернулся, работал в родном колхозе-племзаводе «Ставрополь-Кавказский», поз­же был зоотехником племенной фермы колхоза им. Сараева в Константиновском и тренером по конкуру в созданной здесь же спортивной секции.

Вехи биографии Сергея Фёдо­ровича собраны и записаны его семьёй, а не так давно включены в фотоальбом «Умелых рук тво­рения», подготовленный Петров­ской центральной библиотекой в рамках проекта «Экспедиция в жизнь».

«МНЕ ВСЁ БОЛЕЕ ЖАЛКО БРАТЬЕВ НАШИХ МЕНЬШИХ»

Он всегда был человеком творческим, тонко чувствующим природу. С юности рисовал картины, на которых изображал пейзажи и на их фоне собак и лошадей. Это увлечение про­нёс через всю жизнь. В соцсети «Одноклассники» под одной из картин читаем его слова: «Тема охоты, псовой охоты тоже, последнее десятилетие для меня стала очень больным во­просом. Что это – старость? Возможно. С детства с собака­ми (отец в 1943 году из Монго­лии привёл вместе с табуном лошадей борзую – тазы, дядя тоже борзятник, позднее про­мысловик на Дальнем Востоке. А вот поди ж ты... Мне всё более жалко братьев наших меньших – зверюшек. Ведь се­годня именно человек не умыш­ленно, но создаёт им условия, невыносимые для жизни. Их жизни и нашей. Может, этим объясняются несколько гроз­ные тона на моих картинах с охотничьими темами? Соч­ные, контрастные, какие-то воспалённые...»

Свои картины – искрен­ние, выполненные на доста­точно высоком профессиональном уровне, – он не­редко дарил. Одна из них –«Утро розовое» – теперь хра­нится в библиотеке Рогатой Балки («Я же вам, читатели, друзья из «Одноклассников», обещал написать картину светлую, добрую, – вот, ста­рался. Подарил её сельской библиотеке. Это то место в Доме культуры села Рогатая Балка, где происходят встречи с читателями, со школьни­ками, где и мне доводится читать рассказы, повести. Теперь там картина «Утро розовое» на самом видном ме­сте…»).

Ещё одна картина, которая наверняка во многих людях вызовет добрые воспоминания, передана в дар друзьям Сергея Фёдоровича из Константинов­ского супругам Ковалёвым («На­рисовал вот такую картину с конюшней колхоза-племзаво­да им. Сараева, с крылечком, пирамидальным тополем, сли­вой и рядами грецких орехов (всё это мы сажали в 1985 году). А жеребец? Так это жеребец Каталог английской чистокровной верховой поро­ды, рождённый на конеферме в 1984 году. По преодолению препятствий был чемпионом России в Костроме…»).

«ПРОБЛЕМА С ОТРАСЛЬЮ ОГРОМНАЯ»

Кони – это совершенно осо­бая тема и в жизни, и в твор­честве Сергея Фёдоровича. Эксперт комитета спортивного коннозаводства, коневод, он был влюблён в своё дело. На протяжении многих лет тесно сотрудничал со Всероссийским научно-исследовательским ин­ститутом коневодства.

В ноябре 2019 года на своей странице в «Одноклассниках» с горечью писал: «Проблема в стране с отраслью огромная. Теряем безвозвратно конные заводы, породы, династии и, как следствие, успехи в спор­те. Напомню, что уже трид­цать лет Россия не имеет сборной на Олимпийских играх. Мы не то что не побеждаем, как прежде, не то что не вхо­дим в призёры – нас просто там нет, как и на чемпионатах мира».

А между тем ему самому было чем гордиться. Племенная работа, которую проводил Сергей Фёдоро­вич, давала отличные результаты –его кони выступали в конкуре и в нашей стране, и за границей. Всё изменилось после перестрой­ки: связи разрушились, достиже­ния российских коннозаводчиков во многом обесценились, и не­редко кони, рождённые в России, попадали в Европу как безымян­ные, выступая там под новыми кличками.

В числе таких коней был жере­бец Вопрос: рождённый на ферме племзавода «Ставрополь-Кав­казский», в своё время он стал серебряным призёром этапа Кубка мира в Риме, позже – производи­телем на конном заводе им. Л. Доватора в Беларуси, а его сын Дервиш и по сей день выступает в олимпийском троеборье. Однако главной гордостью Сергея Фёдо­ровича, конечно, был Фаворит.

«ПРИЗНАН ВСЕМ МИРОМ»

Именно он, Фаворит, встреча­ет гостей Рогатой Балки у дома, в котором жил С. Ф. Медведев. В декабре 2020 года Сергей Фё­дорович писал: «Сейчас делаю скульптуру Фаворита. А как без памятника такая лошадь? Раз в столетия мы смогли получить жеребца, который используется в селекции в Европе и в Америке, который признан всем миром!»

Фаворит и правда был звездой: спокойный, уравновешенный чистокровный жеребец, в Евро­пу он попал через Прибалтику, был лицензирован для голштин­ской, ганноверской, тракененской, французской верховой и других пород, выступал в конкуре сначала в Литве, потом в Норвегии (сейчас в Германии для племенной работы лицензирован сын Фаворита).

Скульптура этого коня, пожалуй, стала венцом и творчества Сергея Фёдоровича. Ступенями к нему можно считать изящную борзую да забавного Конька-горбунка, пода­ренного его друзьям («…ученикам, товарищам – Ковалёвым Сергею да Марине: детишками занима­лись они у меня на конеферме»).

Как человек, не имеющий специального образования, создал такое чудо? Кажется, подойди –и отпрянет конь, чутко задвигает ушами, взмахнёт хвостом… Сам Сергей Фёдорович объяснял так: «Прежде чем взяться за скульпту­ру Фаворита, решил попробовать сделать Конька-горбунка. Ведь никогда не видел, не знал, с чего начинать, как делать, какие ма­териалы использовать. В друзьях нашлась Ратура. Она живо подключилась. Переписывались, она находила заметки в интерне­те, общалась с профессиональ­ными скульпторами. Присылала мне. Ездила из Красноярска в другой город, смогла встретиться со скульптором. Много-много узнала тонкостей. Мы с нею об­суждали каждый пункт. И можно сказать, что делали и Горбунка, и скульптуру борзой собаки, и скульптуру Фаворита вместе с Ратурой. Спасибо огромное!»

Консультации консультациями, но важнейшую роль, конечно, сыграли скрупулёзность автора («Теперь, на белом фоне, вижу, что нужно доработать задний правый скакательный сустав, а то специалисты увидят си­новит и предрасположенность к курбе»), знание мельчайших де­талей экстерьера коня и большое желание создать любимца во всей его красе.

Зная о том, что работа идёт, в комментариях друзья и знако­мые писали: «Везде успеваете, Сергей Фёдорович», а он отвечал: «Так нужно же поспешать: жизнь-то, оказывается, так коротка».

Под чёрно-белым фото, на кото­ром на фоне полуразвалившегося сарая под уздцы держит серую лошадь серьёзный парнишка в рабочей куртке, Сергей Фёдо­рович написал: «Согласитесь, друзья, как прекрасно, когда те-бе семнадцать! Ты занимаешься любимым делом, и у тебя всё ещё впереди. И совсем не важ­но, что построен тот сарай в 1924 году, что фото не цвет­ное, да и в одежде шика нет. Но всегда ценились люди совсем не по одежде...»

Фото из архива С. Медведева.

Е. Арцимович
Рубрика: ОБЩЕСТВО
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 #  #  #  #  #  #  #  #
Авторизация через социальные сети для комментирования:

Комментарии (0)

Система Orphus
8 (86547) 4-07-44