ОТ ПЕРВОГО ШАГА ДО ПЕРВОГО УСПЕХА
- Мы для наших ребят – их интересный мир и комфортная жизнь. У нас их любят и принимают такими, какие они есть, а главное – учат самостоятельности и дают уверенность в своих силах…
У заведующей социально-реабилитационным отделением (СРО) Петровского центра социального обслуживания населения А. В. Савельевой за семь лет её работы здесь есть немало примеров положительных изменений в жизни инвалидов-ментальников. Из чего же состоит их путь к позитивным переменам?
ТЕРАПИЯ ЧЕРЕЗ ПРИНЯТИЕ
Ещё несколько лет назад социально-реабилитационное отделение именовалось отделением дневного пребывания и имело иные цели работы. В 2014-мвместе с изменением названия изменились и задачи, стоящие перед специалистами. Позже появилось и новое направление работы – служба индивидуального сопровождаемого проживания на дому, в рамках которой инвалиды с ментальными нарушениями учатся взаимодействовать с миром и вести быт, насколько это позволяют особенности их здоровья. Учатся жить в обществе. Как обычные люди.
- Случается, ребята приходят к нам настолько зажатыми, настолько боятся мира, что единственное их желание – немедленно оказаться дома, в привычной обстановке, на безопасном расстоянии от окружающих. Они просто закрываются от нас руками и молчат. Бывает, что даже родные такого человека уверены, что тот настоящий именно вот такой – неулыбчивый, отстранённый, молчаливый, живущий в своей реальности, - рассказывает Алина Владимировна. (В её отделении тепло, уютно и тихо: занятий сегодня нет, зато кабинет оживает, когда собирается группа.) - Но проходит время, и, получая у нас тепло и поддержку, многие раскрываются и начинают не просто улыбаться или односложно отвечать на вопросы, а рассказывать о себе, о своих желаниях и мечтах, и это серьёзный прогресс.
ГРУППА ДРУЗЕЙ
По словам А. В. Савельевой, сопровождаемое проживание инвалидов на дому – это качественный подход к организации жизнеустройства людей с инвалидностью, которые не могут полностью самостоятельно себя обслуживать и свободно ориентироваться в социальной среде. Самостоятельность в данном случае не означает способность обходиться без посторонней помощи и поддержки – она означает возможность делать выбор, принимать решения, ставить цели и достигать их.
Сегодня занятия службы сопровождаемого проживания посещают 13 человек с ментальными нарушениями. Самой младшей в группе, Валерии, 20 лет, самой старшей, Лейле, –48. Несмотря на разницу в возрасте, все очень привязаны друг к другу.
- Наши ребята открытые и доброжелательные. Всегда помогают друг другу. Переживают, если кто-то из друзей заболел, скучают, поддерживают и очень радуются встрече, - говорит Алина Владимировна. - Мы знаем точно, что для них наши выходные и праздничные дни – испытание, потому что лишают их удовольствия от встречи со своей командой. Однако между собой они общаются и вне отделения: ходят в кафе и в парк, переписываются в чате в WhatsApp, делятся переживаниями и впечатлениями. Даже разговаривающий жестами Кирилл, который уже снялся с обслуживания, общается по телефону со своими друзьями из нашей группы, и они каким-то образом понимают его речь, состоящую из отдельных звуков.
По словам А. В. Савельевой, Кирилл – уникальный парень. Несколько лет назад он пришёл в отделение абсолютно «чистым листом» – совершенно ни с чем. Специалисты научили молодого человека готовить, плести из бисера и самостоятельно, используя схему, ездить на автобусе из села (он родом оттуда) в Светлоград и обратно. Сегодня Кирилл не только нашёл друзей, но и самостоятельно зарабатывает: продаёт собственные изделия из бисера, вскапывает односельчанам огороды, копает могилы. А ещё он теперь не боится контакта с людьми.
У каждого особенного получателя социальных услуг разный стаж пребывания в отделении, свои потребности и свои способности. Лера, например, с удовольствием читает романы, исторические рассказы и повести о войне, Сергей – православную литературу. Кто-то увлекается танцами или спортом, другим интересна работа с бисером, нитками и бумагой. В соответствии с этими данными и строится работа: в одном случае упор делается на развитие навыков общения или спортивных способностей, в другом – на развитие творческого потенциала, в третьем – на формирование бытовых умений.
НАУЧИТЬ ОБЫЧНЫМ ВЕЩАМ
Итак, из чего же состоит путь к переменам? Прежде всего из ответственного трёхстороннего сотрудничества между специалистами отделения, получателями социальных услуг и их родителями (законными представителями).
- Ребята приходят к нам в отделение дважды в неделю, то есть учебное (тренировочное) сопровождаемое проживание занимает лишь определённый период времени в их жизни. Поэтому для поддержания, сохранения и развития достигнутых результатов мы должны быть в постоянном контакте с родителями, - рассказывает Алина Владимировна.
- Как проходит обычный день в рамках учебного сопровождаемого проживания?
- Он начинается с занятия по компьютерной грамотности. Его ведёт техник-программист центра Магомед Хандадашевич Магомедов. Учитывая индивидуальные потребности каждого, одних он, например, знакомит с программами для рисования, другим даёт основы работы в фоторедакторе, третьим помогает устанавливать приложения для общения.
После специалисты Светлана Александровна Афонина и Ольга Николаевна Литовка группой готовятся к поездке в отделение в Константиновском, где проходят занятия по обучению самостоятельному проживанию.
- Вместе планируют день, назначают дежурных по приготовлению обеда, решают, что будут готовить на занятии, - описывает обычный рабочий день своей команды А. В. Савельева. - По дороге заезжают в магазин, где ребята с помощью специалистов учатся выбирать необходимые продукты, обращая внимание на срок годности, и расплачиваться на кассе.
Всё это вместе с чаепитием уже в Константиновском – разминка перед началом работы. А вот основная деятельность начинается с того, что медсестра Светлана Егоровна Теряева измеряет давление каждому человеку из прибывшей группы.
- Затем одна часть ребят идёт в спортивный зал и занимается на тренажёрах под наблюдением медика, - поясняет Алина Владимировна, - другая отправляется на кухню. Сначала дежурные вместе со специалистами повторяют правила техники безопасности при работе с газом, острыми и режущими предметами, вспоминают правила приготовления и хранения продуктов, а потом по рецепту из поваренной книги начинают готовить, например, салаты, супы, оладьи из кабачков, рагу, бутерброды, кашу, жареную рыбу, котлеты и даже мясо по-французски.
Готовые блюда за обедом оценивает вся группа. А потом начинаются другие занятия. Так, в кабинете санитарного модуля ребята изучают правила использования бытовой химии и правила ухода за собой, в кабинете адаптивного обучения учатся уходу за жильём, вещами и обувью, вспоминают правила поведения в общественных местах. В кабинете социально-бытового модуля их ждут, например, танцевальная терапия, рисование, изготовление поделок из фоамирана и бумаги или квиллинг. Здесь же они готовятся к различным творческим конкурсам и фестивалям. В кабинете психологической разгрузки проходят групповые и индивидуальные занятия с психологом, которые направлены на развитие коммуникационных навыков и на выстраивание межличностных отношений.
А ПРОГРЕСС-ТО ЕСТЬ!
- Для нас важно всегда выкладываться на все сто процентов и помогать друг другу. Именно по такому принципу работают специалисты в моём отделении, -продолжает рассказывать о специфике деятельности команды Алина Владимировна. - Наша задача в том, чтобы максимально развить либо сохранить на имеющемся уровне навыки и способности к самообслуживанию. Да, порой результатов приходится ждать долго. Но и мы не предполагаем быстрых успехов. Понимаем, что в силу особенностей здоровья наши ребята при обучении чему-либо нуждаются в многократном повторении, поэтому спокойно раз за разом повторяем одно и то же. И пусть отнюдь не сразу, но всё же динамика появляется. Особенно она видна тогда, когда родители допускают своих детей к уборке дома, к приготовлению пищи или к стирке, то есть помогают им закреплять навыки.
В итоге у каждого появляются свои большие достижения: один научился самостоятельно сортировать перед стиркой бельё, другой – чистить и резать картофель или лук, третий – покупать хлеб в магазине или мыть обувь. Эти немудрёные, казалось бы, умения важны для самостоятельной жизни людей, которым болезнь так и не даст окончательно повзрослеть.
- За несколько лет такой тесной работы ребята тоже стали для нас практически родными, -завершает разговор Алина Владимировна. - Мы проводим вместе будни и праздники, сближаемся и тоже скучаем, если долго не видимся. Радуемся их маленьким и большим успехам, вместе с ними и сами учимся новому. Мы вместе растём, и нам это нравится.
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
Комментарии (0)