ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ШКОЛЫ ДОЛЖНЫ, НО МОГУТ ЛИ?

20 ноября 2019 года, 14:47 |
Фото Е. Арцимович

Дима встречает у ворот. Сам. Радушно, по-взрослому, приветствует, приглашает в дом. Идёт впереди, показывая путь в свою комнату, свою вселенную.

СПАСАТЬ И ЗАЩИЩАТЬ

На стенах плакаты с любимым героем – Человеком-пауком. Рядом другие супергерои – Капитан Америка, Локи, Халк, Доктор Стрэндж…

- За что любишь Паука?

- Как за что? Он же всех спасает.

Диме и самому нравится поддерживать и ободрять. Рассказывает, что несколько лет назад, когда ходил в детский сад «Малютка», всегда заступался за девочек. Сейчас ему пятнадцать.

- О будущем уже задумываешься?

- Конечно. Хочу стать адвокатом.

- А… как же?

- Вот и одноклассники, когда узнали, тоже спросили: «А как же?» Мол, ты даже в документах расписаться не сможешь. А я смогу. И вообще, я же взрослый парень – значит, сам должен решать свои проблемы…

ПРОБЛЕМЫ

Они возникли сразу после его рождения. Оказалось, Дима Поворов не видит. Совсем. Что пришлось пережить родителям, известно только им. Однако сдаваться не собирались. Диму прооперировали в Краснодаре – сначала в пять месяцев, потом в восемь.

- Помню, как помыла голову, обернула полотенцем и зашла в комнату, - вспоминает мама Зоя Анатольевна. - Дима посмотрел на меня и вдруг засмеялся. И я поняла, что он увидел намотанное полотенце! Боже мой, как же я обрадовалась…

С тех пор Дима видит, но слабо и только крупные предметы. Мелкие – ни вдали, ни вблизи.

- Нам всегда советовали: «Отдавайте в интернат», - говорит Зоя Анатольевна. - Не смогли мы, ведь ему пришлось бы жить совсем одному в другом городе.

Конечно, решение отдать сына в общеобразовательную школу приняли не в одиночку. По совету их первой учительницы Ирины Ивановны Колодезной, человека очень доброго, ответственного и отзывчивого, съездили в Ставрополь, в школу № 19, где уже десять лет работают специальные классы для слабовидящих и детей учат по адаптированной программе. Потом в ставропольскую библиотеку для слепых: там библиотекарем работает слабовидящая девушка. Все в один голос сказали: «Вам можно обойтись без интерната. Просто нужны определённые условия».

УСЛОВИЯ

Действительно, закон «Об образовании» ставит детей с ограниченными возможностями здоровья ничуть не ниже прочих детей. Если есть заключение психолого-медико-педагогической комиссии и родители хотят, чтобы их ребёнок обучался в общеобразовательной школе, отказать ему не должны. Конечно, на практике всё не так просто. По факту большинство общеобразовательных школ не готовы дать полноценное образование детям-инвалидам: нет адаптированных программ, специальных учебников и технических средств, нет подготовленных учителей.

- С первого по четвёртый класс Дима был на индивидуальном обучении, - рассказывает мама. - С ним занимались дома, но хотя бы по два-три урока он сидел в школе вместе с другими ребятами (водил на занятия папа Сергей Владимирович. – Прим. авт.). Мы очень хотели, чтобы он не был отрезан от мира, чтобы общался со сверстниками.

- Как же Дима писал в тетради?

- Не в тетради – в альбоме. Мы разлиновывали альбомные листы. Крупно. Иначе он не видел.

Когда в спецклассе ставропольской школы № 19 Поворовы увидели на столах электронные стационарные видеоувеличители, то очень обрадовались: решение проблемы было найдено. Покупать поехали в Москву, отдали более полусотни тысяч рублей, но оно того стоило: по крайней мере, Диме стало легче делать домашнее задание.

- Покажешь, как пользоваться этой лупой?

- Легко.

ЗОРКО ОДНО ЛИШЬ СЕРДЦЕ

Дима включает прибор, кладёт на стол лист бумаги – и тот появляется на экране монитора, только увеличенный в несколько раз. Не отрывая глаз от экрана, Дима водит ручкой, и – о, чудо! – на листе появляются буквы. Крупные, вытянутые, но идеально ровные.

- Да у тебя другим ученикам поучиться можно! - хвалю.

Улыбается: приятно. С пятого по седьмой класс он почти не ходил в школу, с ним занимались дома, но, несмотря ни на какие трудности, ни разу не остался на второй год. А сейчас вновь, после трёхлетнего перерыва, вернулся к своим одноклассникам. Легко ли? В классе электронной лупы нет, поэтому, когда некоторые учителя предлагают Диме всё же записывать вместе со всеми, он теряется: «Как?»

- А отношения с ребятами?..

- Всё хорошо, - кивает.

Говорит, поддерживают. Если нужно, помогают перейти в другой кабинет. Опять же, среди одноклассников – друг, с которым общается ещё с детского сада, Илья Петряков. Похоже, врагов или просто равнодушных людей в его жизни нет вообще. Он словно не замечает мелких обид, так же как не видит мелких предметов. Зато видит главное. Помните, «зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь»?..

«Я СМОГУ»

От психолога центра соцобслуживания населения Татьяны Ивановны Ильиной Дима узнал о своём ровеснике, мальчике из Ипатовского округа, который попал в аварию и сейчас лежит. Когда понял, что может помочь, загорелся:

- Я знаю, что такое депрессия. Проходили… Но в жизни много хорошего – нельзя унывать!

Он ждёт, когда тот будет готов пообщаться, чтобы рассказать ему о собственном опыте, приободрить.

- А кто тебя самого приободряет? - спрашиваю.

Оказывается, семья: мама, папа, сестра Алёна, племянники Арсений и Катя, другие родственники. Два года назад мама открыла для сына плавание – он начал ходить в бассейн.

- Ольга Ильдаровна обещала сделать из меня чемпиона. Я на это рассчитывал. А она уехала.

Дима улыбается – показывает, что шутит. Не беда: тренер уехал, но навыки и любовь к плаванию ведь остались. Он смеётся, рассказывая, как этим летом ездил на море и пугал маму:

- Мама плавать не умеет, а я и кролем, и брассом, и на спине. Далеко заплывал!

После чая так же вежливо, как встречал, провожает до ворот и неожиданно предлагает:

- Давайте я вас до угла улицы доведу.

- А ты сможешь?

- Я смогу.

Обуваемся, идём рядом. Он действительно может. Потому что хочет. А значит, впереди у него наверняка ещё много достижений.

Елена АРЦИМОВИЧ
Рубрика: ОБЩЕСТВО
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 1

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 #  #  #  #  #  #  #  #
Авторизация через социальные сети для комментирования:

Комментарии (0)

Система Orphus
8 (86547) 4-07-44