КАКАЯ ТЫ, АРМЕНИЯ? ГОСТЬ НА ПОРОГ - СЧАСТЬЕ В ДОМ

27 марта 2018 года, 9:47 |
Фото Е. Арцимович

Какая она – родная сторона? Место, где ты родился и вырос, где твои корни, где жили дед и прадед, где мама, склоняясь над тобой, пела нежные песни, где отец был ещё молодым и горячим… Может, она среди высоких гор с обжигающе холодной водой, а может, на холмистой равнине. Может, там царят суховеи, приносящие летом песок и жару, или, напротив, громыхают чёрные тучи и реки не успевают перекачивать в моря переполняющую их воду. Не важно, какая она, родина, – важно, что она есть. Важно, что ты помнишь, на каком языке пела мама, какой танец любил отец, какие блюда готовила бабушка, какие сказки рассказывал дед. Родина никогда никуда не уходит. Даже если ты уезжаешь, она остаётся с тобой. В сердце твоём.

Армения – небольшая страна, окружённая по периметру несколькими государствами. Когда читаешь её историю, кажется, что вся она начиная с 12-го века до нашей эры и по сей день наполнена борьбой, стремлением отстоять независимость, право на самобытность своей культуры. Язык, обычаи, вера – всё на вес золота, потому что оплачено кровью. Это судьба многих народов в срезе времён. А значит, традиции их бесценны. Мы начинаем цикл материалов о традициях разных народов, проживающих в нашем округе.

«КУШАЙТЕ!»

В Донской Балке в доме Багдасарян накрыт стол: сыр, бастурма, лаваш с начинкой, пахлава, гата – всё своими руками. В вазочках – орехи, изюм, фрукты, конфеты… Глаза разбегаются.

- Чай или кофе? - улыбается ясноглазая Назик, которая и пригласила в гости, пообещав собрать друзей и родных, чтобы рассказать об армянских традициях. - Мы обычно пьём кофе.

- В зёрнах, - кивает Гоарик Айвазян. - Но прежде чем молоть, обжарить обязательно: совсем другой аромат.

Лаваш, пахлава, гата – дело рук Назик. Пальчики оближешь! Бастурму делает хозяин дома, свёкор Назик – Ерчаник Владимирович. Он сидит за столом, молчаливый, только улыбается глазами из-под чёрных бровей. Не торопится в разговор и его супруга Сусанна Пайлаковна: «Пусть девочки рассказывают: они побойчей». Но их натруженные руки говорят сами за себя: хозяйство большое – коровы, свиньи, куры, гуси… Труд в семье в почёте.

- Армяне обычно или в торговле, или в строительстве, - рассказывают. - Наши мужчины – строители.

- А женщины?

- А женщины… - И тут они спохватываются: - А почему вы не едите? Кушайте! Не будете кушать – мы обидимся!

Пытаюсь перевести в шутку:

- Это традиция у вас такая – накормить до отвала?

Улыбаются, но настроены решительно – подвигают сыр, варенье из грецких орехов. Сопротивление бесполезно. Ну вот и начало положено: гость на порог – счастье в дом. Больше гостей – больше счастья. Их семьи традиционно большие и дружные. Застолье по любому счастливому поводу – святое дело. А придёт беда, так же дружно придут на помощь – и родственнику, и другу, и просто соседу.

ДЕТСТВО

- А правда, что у вас детей принято баловать? - набираю в ложечку варенье.

Гоарик кивает Назик, и та что-то ищет в телефоне. Показывает фото: на пёстром детсадовском ковре вповалку лежит детвора – больше десятка. Словно котята, устроились рядом с большой и ласковой кошкой – Гоарик, для них – Галины Арамовны.

- Правда, - кивает Гоарик. - Мы детей обожаем. Но при этом учим старших уважать. Вот я, к примеру, могу в любой момент к Назик зайти и сказать: «Так, Назик, давай-давай, мне некогда – быстренько чайник ставь. Перекушу и побегу». Назик не обидится.

Мотаю на ус. Я тоже старше. Значит, как буду по работе в Донской Балке, знаю, куда смело идти на чай: не прогонят. Узнав о моих мыслях, смеются: «Так и есть!» Гоарик немного рассказывает о себе: родилась в Грузии, сюда приехала в 82-м, пятеро детей, восемь внуков, работает помощницей воспитателя. Говорит, привыкла здесь, любит село, как вторую родину. И люди хорошие. Её дом пострадал в прошлогодний оползень – так в беде не оставили, как обещали, дали сертификат на новое жильё.

В садике работает и Карина Санасаровна Багдасарян. Она тоже из Грузии, из Джавахети. Всю беседу скромно молчит, но глаза её говорят – вместе со словами подруг, с песнями и танцами, которые они исполняют, глаза то печалятся, то смеются.

Совсем недавно, всего год назад, из армянского города Гюмри приехала в Донскую Балку вслед за мужем Марина Григорян. И её судьба – дети. В Гюмри работала воспитателем в детдоме. Мне показывают запись песни Сатерик Геворкян из передачи «Ты супер!».

- Это наша девочка, - кивает Марина, - из нашего детдома.

В раннем детстве и на долю семьи самой Марины выпало испытание. Гюмри прежде носил название Ленинакан, и в 1988-м, когда армянская земля становилась на дыбы от сильнейшего землетрясения, полугодовалую Марину вместе с двоюродной сестрой завалило остатками дома. Сестрёнку не спасли…

И наконец – Назик. Ясноглазая Назик. Душа компании, заводила во всех добрых и весёлых делах. Её тоже в Донскую Балку привело сердце – сюда вышла замуж, родила двоих детей.

- А есть какие-то особые детские традиции?

Оказывается, да. К примеру, «Атам атик» – «Первый зубик». Перед малышом кладут разные предметы – ножницы, деньги, стетоскоп. Теперь ему выбирать, станет ли он портным, банкиром или врачом. Как только выбор сделан, рядом усаживаются другие малыши – гости, и хозяева обсыпают всех конфетами. Детвора хохочет, сгребает их в кулачки. Настоящий праздник!

ПРАЗДНИК

С праздниками так или иначе связаны многие традиции. К примеру, традиция обливать друг друга водой (причём не из кружки и не из бутылки, а прямо из ведра!) связана с самым любимым в Армении летним праздником Вардавар. А Терендез – это и Масленица, и День влюблённых, и Сретенье сразу. Гоарик рассказывает, что в этот день парни с девушками и молодые супружеские пары, взявшись за руки, прыгают через костёр. Не расцепят руки – будут вместе и счастливы.

А в знак благодарности за счастливый исход какого-либо серьёзного испытания в Армении принято совершать матах – своего рода жертвоприношение.

- К примеру, выздоровел тяжело больной, - объясняет Назик. - Нужно разделить свою радость с другими. Хозяин дома покупает лучшего барана. Ни в коем случае не торгуется! Сколько попросили – столько даст. А потом собирается несколько семей – шесть-семь…

Вместе и в беде, и в радости – так у них принято. Ншандрек – помолвка – тоже большой праздник, с песнями, танцами, обрядовыми элементами. А на свадьбе и вовсе гуляют все родственники и друзья целых три дня!

- А что танцуют?

- Самый известный танец – «Кочари». Каждый знает, - уверена Гоарик. И добавляет: - А кто не знает, научим.

Показать? Легко! Назик находит в телефоне музыку, а потом вместе с Гоарик они танцуют, положив друг другу на плечи руки. И в этих положенных друг другу на плечи руках столько дружелюбия, доверия, пришедшего из глубины веков, что на глазах слёзы. По моей просьбе Марина пишет по-армянски «Мы друзья», а Гоарик поёт. Народная песня «Журавли» («Крунк») сжимает сердце. Глотаю комок в горле:

- Про любовь?

Оказывается, да, про любовь. Про самую светлую и жертвенную – любовь к родной земле: «Журавль, не из нашей ли страны ты летишь? Там остался мой дом, мой прекрасный сад. И сердце моё томится по ним…» А потом Гоарик снова поёт – на этот раз заводную «Кадрич таво» («Сильный мужчина»). И вдруг, чтобы окончательно высушить слёзы в сердцах гостей, сверкает чёрными глазами:

- А я и русскую могу!

Она хлопает руками и заводит: «Виновата ли я, виновата ли я, виновата ли я, что люблю?..» Да так задорно!..

Прощаемся шумно. Провожать к дверям выходят все. С собой дают гостинцы – сладости. Отказываться уже не пытаемся, помня про первую и самую главную армянскую традицию: гость должен хорошо кушать, а то хозяин обидится. Зовут приезжать весной («Угостим долмой!»). И от этого гостеприимства на душе становится тепло. Уже потом, дома, вспоминая и Терендез, и «Кочари», и «Журавлей», начинаю задумываться о собственной национальной идентичности. Что о своём народе знаю я? Какую народную песню могу спеть, какой танец исполнить? На память приходят спасительная «Во поле берёзка стояла» да «Валенки» в потрясающем исполнении Лидии Руслановой. Негусто… А вы? Что о культуре своего народа знаете вы?

Сладкий похиндз

Это блюдо – аналог восточной халвы – одно из самых древних: упоминается ещё в «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци (5-й век). Готовится довольно легко и быстро. Зёрна пшеницы поджаривают, потом мелют. Выкладывают на раскалённую сковороду, добавляют сахар (или мёд), сливочное масло и быстро-быстро размешивают. Готовая масса должна получиться максимально пластичной. Из неё либо лепят отдельные биточки, либо плотно прессуют в одно круглое блюдо. Украшают похиндз крошеными грецкими орехами.

Божественный дудук

Казалось бы, деревянная трубка с девятью отверстиями. Ну что в ней? За что ЮНЕСКО признало этот армянский музыкальный инструмент шедевром культурного и духовного наследия? У вас возникают эти вопросы – значит, вы никогда не слышали игру на дудуке. Она волшебная. И даже больше – божественная!

А вот ещё несколько интересных фактов. Оказывается, когда-то мастеров игры на дудуке считали неудачниками, бездельниками – отцы даже не отдавали за них своих дочерей. Королём дудука прошлого столетия называют Ваче Овсепяна, а нынешнего – Дживана Гаспаряна. Считается, что на дудуке можно исполнять только печальные народные мелодии, однако в последнее время на этом инструменте стали исполнять джаз, блюз, классическую музыку и даже рок.

Старейший язык

Армянский язык относится к индоевропейской языковой семье, выделяется в отдельную группу и является одним из древнеписьменных. Есть гипотезы, что наибольшую родственность проявляет с греческим языком. Вместе с вымершими ныне языками – фригийским, фракийскими, дакийским и пеонийским – объединяется в палеобалканскую языковую семью.

Оригинальный армянский алфавит был создан в 405 году учёным и священником Месропом Маштоцем. Изначально состоял из 36 букв, из которых 7 передавали гласные звуки, а 29 – согласные. На протяжении более 1600 лет армянский алфавит существует почти без изменений.

ru.wikipedia.org

Елена АРЦИМОВИЧ
Рубрика: ОБЩЕСТВО
  • 0
  • 0
  • 2
  • 0
  • 0

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 #  #  #  #  #  #  #  #
Авторизация через социальные сети для комментирования:

Комментарии (0)

Система Orphus
8 (86547) 4-07-44