ЗА СЕБЯ И ЗА ТОГО ПАРНЯ

19 октября 2015 года, 15:43 |

Купил однажды добрый молодец квартиру в многоэтажке. Стал в ней жить да поживать. И всё вроде бы, хорошо, вот только соседка его – одинокая старушка (кстати, как выяснилось, вовсе не Баба-яга) – неожиданно начала платить за электричество вдвое больше обычного.

Мотает счётчик и мотает. Ну словно заколдовали его! Проверили – вроде исправен. Хм… Проверили внимательнее – и выяснили, что подключился к её счётчику соседский добрый молодец. На все руки электрик. «Как же так, сынок?» – расстроилась бабушка. «Да как-то так, – ответил ей молодец, – хомо хомини люпус эст».

А вот ещё две сказки

Жил-был многоквартирный дом. Наступила зима. И начал этот дом слишком много платить за отопление. Оно-то понятно: и гигакалории нынче недёшевы, и системы отопления «немолоды», и те, кто ушёл от теплосети, ушёл, как Колобок, и от общедомовых нужд… Но всё же решили разобраться, а потому начали искать главного сказочника, из-за которого, собственно, история и началась. Искали-искали, всё без толку. Тут бы и сказочке конец, если бы вдруг чудесным образом он сам не объявился, в беседе с соседом не похвалился: мол, вот какой я рационализатор – перешёл на индивидуальное отопление, а тёплые полы «врезал» по старой памяти в общий стояк. Делегировал, так сказать, свои обязанности соседям. По щучьему веленью, по своему хотенью.

Или такая сказка. Года три назад это было. Начали людей в квартирах бить током… газовые трубы. Вот и не верь после этого в чудеса! Думали, наказанье свыше. По большому счёту, так и вышло. Наказаньем оказался сосед с верхнего этажа, который поменял на старом электросчётчике ноль с фазой (дабы прибор учёта начал обратный отсчёт) и нулевой провод заземлил через газовую трубу. Малейшая утечка – и обеспечен полёт за тридевять земель. В общем, рискнул жизнью. И не только своей.

А самое печальное во всех этих историях то, что «сказочников» таких немало… «Сколько?» –задались вопросом «Петровские вести» и отправились в поход по коммунальным службам, попутно желая получить ответы на традиционные «Кто виноват?» и «Что делать?». Ах да, ещё «Что за это будет?».

Газ

Как рассказала мастер филиала ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в Петровском районе Е. И. Матяш, есть ли несанкционированные подключения, исправны ли счётчики, на месте ли пломбы – всё это проверяют контролёры. Обходят абонентов не реже одного раза в полгода. Если обнаружен факт хищения, производят доначисление (с момента последней проверки до даты устранения абонентом нарушения пересчитывают по мощности газопотребляющего оборудования при его круглосуточной работе) и приостанавливают подачу газа до тех пор, пока нарушитель не погасит долг.

Отключить от голубого топлива имеют право и тех, кто не воровал, но и не платил за пользование услугой. Как пояснила юрисконсульт филиала Е. Н. Дверник, достаточно два месяца не оплатить газ или оплатить не полностью, чтобы возникло основание для приостановки его подачи. Абоненту направят уведомление об этом, дадут 20 дней на погашение долга и, только если ничего не изменится, отключат (кстати, затраты на отключение-подключение тоже понесёт абонент – от 4000 до 8000 руб. в зависимости от количества газовых приборов).

А по прошествии шести месяцев на должника уже можно подавать в суд, чтобы взыскать долг в принудительном порядке. За восемь месяцев с начала этого года 284 абонента в районе уже отключены за неуплату, 268 заявлений на должников подано в суд (более чем по 200 из них вынесено решение о взыскании долга), выявлено шесть несанкционированных подключений. И последнее, самое главное: левая врезка может и сама наказать нарушителя, ведь с газом шутки плохи.

Вода

Контролёры должны проверять счётчики не чаще, чем раз в полгода, пояснил директор Светлоградского «Межрайводоканала» А. В. Разуваев, однако по просьбам жителей водоканал проводит и дополнительные проверки. Что касается несанкционированных врезок, то за восемь месяцев этого года обнаружено два таких подключения к водоводу и 30 – к системе водоотведения.

Каковы меры воздействия на нарушителей? Прежде всего, КоАП предусматривает штраф от 1000 до 1500 руб. Плюс особый порядок расчёта платы за потреблённую воду – по пропускной способности трубы. Например, если у абонента-нарушителя установлена труба диаметром 15 мм, то по расчёту его ежемесячная плата за воду составит порядка 26 тыс. руб., при диаметре трубы 20 мм – 47 тыс. руб. Нарушения в водопотреблении влекут за собой перерасчёт и платы за водоотведение. В первом случае эта услуга будет стоить более 13 тыс. руб., а во втором около 24 тыс. руб.

Кроме того, нарушителей и должников могут вообще оставить без воды (за восемь месяцев с начала этого года её подачу приостановили за долги более чем 30 потребителям). А отключение-подключение обойдётся абоненту в среднем в 2500 руб. (в зависимости от сложности и объёма работ).

Тепло

Контролёры теплосети, по словам директора Петровского филиала ГУП СК «Крайтеплоэнерго» А. А. Степаненко, проверяют квартиры на предмет несанкционированных подключений два раза в год. И за последние два года таковых ими обнаружено не было.

Однако нередки случаи, когда люди без всякого согласования, без необходимых документов, увеличивают отапливаемую площадь квартир. К примеру, вместо балконной двери делают арку. Балкон практически становится жилым, на его обогрев расходуется тепло, а хозяева за это не платят. Самое интересное, что при этом они полагают, что всё законно, и искренне недоумевают, почему к ним предъявляют претензии: «Мы же батареи не трогали!» Так вот не трогать батареи недостаточно: для увеличения жилой площади требуются и разрешение городской администрации, и проект, и ряд других документов. Иначе за тепло, которое расходуете вы, начинают платить ваши соседи. По крайней мере, в домах с общедомовыми теплосчётчиками.

То же самое можно сказать и о тёплых полах. Более того, если в прежнем случае есть шанс законно оформить переустройство, официально увеличив отапливаемую площадь, то здесь шансов нет: вмешательство во внутридомовые инженерные сети недопустимо. Тёплые полы придётся демонтировать и, возможно, выплатить соседям компенсацию, если те в судебном порядке потребуют перерасчёта платы за отопление.

Что касается наказания за нарушения, то здесь, как у всех, в арсенале есть и штрафы, и перерасчёт, и отключение горячей воды. Кстати, последнее становится всё более популярным: люди сами просят сделать это, потому что в некоторых домах плата за «горячий» куб просто зашкаливает.

Электричество

У контролёров-«электриков» работы тоже хватает. Как и другие, они в обязательном порядке обходят дома и квартиры раз в полгода, но, как рассказал главный инженер филиала ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» г. Светлограда Д. П. Харьковой, упор делают на частный сектор: тут нарушений куда больше. Что же за них грозит?

Наказание может быть разным. В зависимости от нарушения. К примеру, за самовольное подключение к электросетям граждан могут оштрафовать на сумму от 1500 до 2000 руб. Вмешательство в работу счётчика (впрочем, как и незаконное подключение) повлечёт за собой перерасчёт по мощности электрооборудования при его круглосуточной работе начиная с даты подключения или вмешательства и до устранения абонентом нарушения (если дату установить невозможно – с момента предыдущей проверки, но не более чем за шесть месяцев до выявления нарушения).

Ещё одна мера воздействия на неплательщиков – приостановка подачи электроэнергии. Кстати, сейчас, по словам юрисконсульта «Ставрополькоммунэлектро» Е. А. Жижко, независимо от того, есть счётчик или нет, отключить должника имеют право, когда сумма задолженности превысила два месячных норматива. И произойти это может даже через месяц, если за это время абонент использовал двойной норматив электроэнергии и не оплатил её.

Итак, просрочка платежа или неполная оплата комуслуг – и должнику направляется заказное письмо с уведомлением (этот вариант является законной альтернативой вручению письма под расписку). Теперь в течение 20 дней лучше расплатиться. В противном случае – отключение (за 8 месяцев с начала года отключены 388 должников), судебное взыскание долга и плюсом к ним оплата работ по отключению-подключению (в 1430 руб. обойдётся однофазный счётчик, в 1767 руб. – трёхфазный).

Всё вокруг колхозное…

По-прежнему одной из нерешённых проблем остаётся высокая плата за общедомовые нужды в многоквартирных домах (МКД). «Откуда что берётся?» – недоумевают люди. «У меня в августовской платёжке за электроэнергию 62 кВт своих и 27 общедомовых! Хотя в подъездах стоят реле», – возмущается Л. В. Нетылько, жительница дома на пл. Выставочной, 48. Не лучше (если не хуже) и ситуация с водой. К примеру, Л. Н. Гусева из дома на пл. Выставочной, 15, за август оплатила 1 свой кубометр воды и 4 (!) общих. И это не исключение, а закономерность.

Причины? Их много. К примеру, те же утечки во внутридомовых сетях или старые счётчики, которые куда менее чувствительны, чем новые. Свет горит, а индивидуальный счётчик почти стоит. Зато вовсю трудится общедомовой. Или воду пускают тонкой струйкой. Да мало ли… В колхозе воровать несложно: в общей толпе не так заметно. А что такое МКД как не своего рода колхоз? Не сдал показания счётчика вообще или смотал и сдал неправильные – тебе легче, а соседям… им деваться некуда, оплатят.

Кстати, всё больше людей считают, что многое зависит от управдома и управляющей компании: проявят они инициативу, объявят бой хищениям – результат будет. В ряде МКД так уже делают – бой объявляют. Ходят по квартирам, переписывают показания счётчиков. Да только если с электрическими всё более или менее просто (по крайней мере, когда они вынесены на лестницы), то с водяными очень сложно. Как проверить показания, если управдома дальше порога не пускают? А что? Всё законно: частная собственность. Или, чтобы не доводить до прямого конфликта, просто дверь не открывают – мол, нас дома нет…

Стучите – и откроют вам

На одном из юридических сайтов советуют: если общедомовая плата непомерно высока, жалуйтесь губернатору. Можно, конечно. Можно даже президенту. Только будет ли толк? Государство жителям МКД подложило вполне законную свинью. Ресурсоснабжающие организации ушли от части своих убытков: теперь, начиная от границы разводящих сетей, эти убытки несут потребители. Молодые возмущаются, пишут «наверх», стучат в закрытые двери. А пожилые привычно тянут лямку, пересчитывают гроши и, получив очередную смешную пенсию, первым делом платят за коммуналку (что останется – на еду).

Не секрет, что если в частном секторе воровство бьёт по карману коммунальщиков, то в многоквартирном оно их почти не задевает, а потому и вопроса о степени их усердия в поиске расхитителей, наверное, можно не ставить. По большому счёту, то, какой будет общедомовая плата в МКД, зависит исключительно от настойчивости жильцов, ведь стучать можно раз в полгода и тихо, а можно каждый день и громко. К слову, в газету возмущённые жители многоэтажек «стучат» периодически, а потому мы решили обобщить их звонки и задать прокуратуре района один большой общий вопрос: «Так кто же должен выявлять факты хищения в МКД – поставщики услуг или жильцы?»

Пришёл ответ. Прокурор района Л. В. Пустовойт разъяснила, что любое юрлицо или ИП, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, обязаны проверять состояние приборов учёта, а также достоверность предоставленных потребителями сведений о показаниях счётчиков. Кроме того, не реже одного раза в квартал (в три месяца) уведомлять потребителей путём указания в платёжных документах о последствиях несанкционированных подключений и вмешательств в работу приборов учёта.

Получается, выявлять факты хищения (с помощью плановых проверок счётчиков и сверки показаний) должны поставщики коммунальных услуг. Однако жильцы тоже должны подключаться к этому процессу, инициировать дополнительные проверки. И если управдома в квартиру можно не пустить, то с контролёрами такой номер закончится печально: актом о недопуске и перерасчётом платы. Словом, общедомовые нужды зашкаливают – не стесняйтесь, обращайтесь в ресурсоснабжающую организацию с письменным заявлением (лучше в двух экземплярах, свой – заверить и забрать), просите провести проверку.

Кстати, приглашаем к разговору всех управляющих домами, которые сумели решить проблему огромных общедомовых трат: звоните в редакцию (4-35-46), делитесь опытом. Может, его смогут перенять другие, и практика платить за себя и за того парня уйдёт в прошлое. А человек человеку будет, как в старые добрые времена, друг, товарищ и брат, а не волк.

Есть вопросы? Позвони в абонентский!

Газовики 4-61-91

Электрики 4-50-68

Теплосеть 4-30-58

Водоканал 4-16-50

К СЛОВУ

Магнит манит

Удивительно: человечество уже 54 года как покорило космос, а изобрести счётчики, устойчивые к сматыванию, никак не может. По-прежнему хит продаж – супермагнит. И купить его легко. И в интернете найти «инструкцию по применению» несложно. Такое впечатление, что заинтересованные в честных расчётах с потребителями вышестоящие структуры не очень-то заинтересованы. Чего не скажешь об организациях на местах. И электрики, и работники водоканала совершенно бесплатно по просьбам жителей устанавливают на их счётчики антимагнитные ленты и пломбы. По слухам, правда, и они не панацея, но всё же хоть какая-то, да подстраховка.

Елена АРЦИМОВИЧ
Ключевые слова:
Рубрика: ОБЩЕСТВО
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 2

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

 #  #  #  #  #  #  #  #
Авторизация через социальные сети для комментирования:

Комментарии (2)

  • Светлана
    20.10.2015 (09:51)
    0
    Спасибо, было очень интересно! Жаль, что Ваша статья ничего не сможет изменить(((
  • Светлана
    20.10.2015 (09:54)
    0
    Хотя... Всё может быть...
Система Orphus
8 (86547) 4-07-44